Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29 20/07/2011
Автор: Ольга Минайло
- Кровь на стопах и травмы - это нормальное явление для балета. Главное, чтобы у артистов не было фанатизма и нездоровых эмоций к своей...
Она ставила балеты в Мариинке и Петербуржском «Мюзик-Холле». А потом бросила всё и по приглашению Омского музыкального театра переехала в Сибирь. Вот уже больше года Надежда Калинина является здесь главным балетмейстером.
- Многие говорили мне: «Надя, ну как можно уехать из Питера, когда у тебя здесь столько работы?!», - вспоминает Надежда Калинина. - Но я нисколько не жалею. Это правильное решение. Это мой театр и он нужен мне в данный момент.
Любовь с театром и зрителями у Надежды взаимная. Недавно омская балетная труппа вернулась из Сочи с федерального фестиваля «Театральный Олимп», где были представлены лучшие постановки 2010 года. Омский балет-фантазия по повести Гоголя «Шинель» завоевал три престижные награды. О том, на какие спектакли предпочитает ходить современный зритель, может ли «Лебединое озеро» быть вечным и что представляет собой балет XXI века – в интервью «АиФ в Омске».
С питерским размахом
- Надежда, что всё-таки «цепляет» современного зрителя в балете «Шинель»? Любовь к Гоголю?
- Наверное, морально-нравственные ценности, которые сейчас нужны как никогда. Зрители соскучились по высокодуховным произведениям, которые затрагивают проблему одиночества маленьких людей, их крохотный мирок. Так что «цепляет» зрителей качество литературы, сама суть произведения и мастерство танцовщиков. Потому что артист такого уровня как Сергей Флягин, исполнивший в «Шинели» роль Башмачкина, есть далеко не в каждом театре.
- Что касается юбилеев писателей, это нормально, что к очередной круглой дате во всех театрах страны начинают массово сходить с ума? Гоголь, Чехов…
- Мания «гоголиады» ещё не прошла. К юбилею Николая Васильевича столько всего в театрах России поставили, что явно перестарались. В том же Петербурге, куда ни посмотри – везде Гоголь. Это один из моих любимых русских писателей, и дай Бог, чтобы спрос на его произведения остался. Иногда неплохо такой вот лавиной информации напоминать о писателе. И если государство выделяет деньги на юбилейные даты, то почему бы и нет? Постановщики часто чувствуют себя ущербными, когда их замыслы «ампутируются» недостатком средств. И это здорово, что я могу не ограничивать себя в своих творческих желаниях. Результат налицо - об омском балете заговорили и в Москве, и в Сочи. Поэтому никогда не стоит экономить на творчестве.
- Надежда, вы уже почти два года в Омске. Помните, что сделали первым делом, когда узнали о предложении стать главным балетмейстером музыкального театра?
- Сразу позвонила маме и своему педагогу из консерватории. Не так просто было оставить за спиной те наработки, которые у меня были. Я три года проработала приглашённым балетмейстером в «Мюзик-Холле», ставила балеты в антрепризах, Мариинском театре, сама танцевала… Но я не жалею, что уехала. Мне приятно работать в Омске, я чувствую, что нужна здесь.
- Питерского театрального размаха не хватает?
- Я не хочу сравнивать уровень и количество театров в Питере и Омске. Петербург - это вообще столица русского балета. Но и в Омске есть исполнители и постановки, которые достойны внимания большой сцены. Пусть это будет нескромно, но та же «Шинель» и «Обнажённое танго» в моей постановке заслуживают того, чтобы появится на одной из питерских сцен. Конечно, масштабности моего родного города не хватает. Но есть Интернет, где можно посмотреть спектакли и почитать на них рецензии.
- Сами по сцене не скучаете? Вам только 28 лет, а с карьерой балерины давно уже завязали. Быть хореографом интересней?
- Балетмейстер, постановщик или режиссёр складывается в самом детстве. Это определённый характер, и если его не видно в пять-шесть лет… Другими словами, я не являюсь поклонницей балетмейстеров, которые всю жизнь танцуют, а под конец карьеры начинают ставить спектакли. Я танцую с пяти лет. В детском саду придумывала любовь, устраивала свадьбы с хороводами. Потом был коллектив, которым я руководила. Конечно, хотелось быть артисткой, но с моими данными можно танцевать разве что на последней линии «лебедей». Но хотелось сольных номеров, на меньшее я не согласна. Когда училась в консерватории, то соглашалась только на сольные партии в антрепризах, где собирались артисты из Мариинского и Михайловских театров. Тянет ли сейчас к сцене? Нет. Интереснее, когда люди смотрят твою хореографию.
«Неприличные» лебеди
- Ваша последняя постановка «Обнажённая танго» идёт с аншлагом. Современного зрителя классика уже не вдохновляет?
- Смотря как поставить классику. Постановки ведь устаревают, и я не верю в вечные спектакли, которые будут идти 25 лет. Новое всегда интереснее.
- В вечное «Лебединое озеро» тоже не верите?
- Не верю. Если мы возьмём изначальную постановку, то там нет такой сложной хореографической техники. Сейчас в балете отражается язык поколения. Это синтез акробатики, гимнастики, фигурного катания… Уже никто не работает в новых постановках в классической хореографии. Балетмейстер на своё усмотрение синтезирует классическую базу артиста и современные направления. Плюс новые костюмы, декорации. Но я не одобряю все авангардные постановки «Лебединого озера», когда лебеди ведут себя неприлично, или когда партии исполняют мужчины. Хотя я всегда за юмор в балете.
- А за трагедию? Вспоминается нашумевший фильм «Чёрный лебедь» с Натали Портман.
- Глупость полная. Если человек готовится к партии Одетты-Одилии, он воспринимает это как работу. При таких эмоциях и нездоровом рвении, которые показаны в фильме, человек ничего не добьётся. Хотя кровь на стопах и травмы – это нормально.
- Не секрет, что у нас в Омске дефицит кадров для балетной труппы. У вас в этом году вообще четырёх парней в армию забрали. Как справляетесь?
- Понимаете, Омск находится в территориально невыгодном положении – рядом с нами Екатеринбург и Новосибирск. В городе нет хореографического училища, мы не растим кадры. Мало кто из артистов Питера и Москвы переедет в Омск. Мужчин не хватает. Они сейчас больше актёрами хотят стать и в кино сниматься, нежели на сцене танцевать. У нас в театре есть балетная студия, после которой люди остаются в труппе. Но студия – это не профессиональное хореографическое училище, после неё не дадут «корочку» артиста балета. Но этот вопрос обсуждается и хочется верить, что когда-нибудь артистов балета будут готовить и в Омске.
Досье
Надежда Калинина, главный балетмейстер омского музыкального театра. Родилась в 1982 году. В 2007 году окончила Санкт-Петербургскую консерваторию им. Римского-Корсакова. До работы в Омске ставила спектакли в «Мюзик-Холле», Мариинском театре, Аничковом дворце и др. В 2009 году переехала в Омск.
Источник: http://www.omsk.aif.ru/culture/culture_person/112604