«Вечерний Омск-Неделя» от 12.03.2018 12:36
Автор: Татьяна ПОПОВА
Фото Владимира КАЗИОНОВА
В святая святых театра, репетиционный зал, журналистов пускают редко. Но в этот раз нам повезло увидеть рождение спектакля. «Эсмеральда» –- знаковый для Музыкального балет, в 1983 году именно «Эсмеральдой» в постановке народной артистки СССР Виолетты Бовт театр открылся. Предложение сделать новую трактовку произведения предыдущий директор Борис Ротберг адресовал Надежде Калининой – хореографу, чьи постановки становятся событием: достаточно вспомнить «Обнаженное танго» и собравший награды «Золотого витязя» балет «Шинель». Не так давно имя Надежды громко прозвучало со сцен Франции, Бельгии и Швейцарии, где прошла успешная премьера ее балета «Кармина Бурана».
Творчество Калининой отличается стремлением претворить в жизнь самый неожиданный замысел и найти правильную пластику для любого персонажа. В первые же мгновения репетиции нам сразу стало ясно: и к омской «Эсмеральде» хореограф подошла нетривиально, зрителей ждет сразу несколько экспериментов. Первый – решение поменять амплуа артистов. Согласитесь, партия Квазимодо в исполнении Валентина Царькова – это неожиданно. Колоритного солиста балета Омского музыкального зритель привык видеть в роли негодяев, характерных злодеев, а тут – несчастный положительный герой, да к тому же образ предполагает «уродства вечную печать», что уж никак не вяжется с внешностью артиста. Впрочем, на то есть гримеры. Решение сделать из Царькова Квазимодо, а вечного отважного героя и нежного принца Андрея Матвиенко вывести в роли сурового и жестокосердного алхимика Фролло Надежда Калинина считает правильным:
– Закрепившееся амплуа одно и то же диктует по хореографии, не давая простора фантазии, – говорит хореограф. – Когда Валентин Царьков начинает насиловать женщину, мне уже смешно, потому что в каждом спектакле эти отрицательные персонажи, хотя на самом деле Царьков добрый и светлый человек. Кроме того, смена амплуа позволяет актерам раскрыться. Мне было интересно, справится ли мягкий по натуре Матвиенко с предельно жестким персонажем, и я наблюдаю то, что мне безумно нравится: острые черты лица, потрясающая техника – Андрей справляется на сто процентов.
Музыкальная основа спектакля состоит из произведений композиторов XIX века – Жюля Массне, Габриэля Форе, Камиля Сен-Санса, Гектора Берлиоза. Отличительной чертой новой «Эсмеральды» будет постоянное присутствие мистики. Здесь оживут горгульи – такого в балете еще никто не делал. Сценарий для спектакля Калинина переписывала несколько раз. Причиной послужило плачевное состояние омского балета.
– Когда я приехала сюда и увидела, в каком составе и в каком качестве находится труппа, я переработала сценарий, убрала некоторые персонажи, – объясняет постановщик. – В результате некоторые ребята лишились сольных партий, сократилось число участников кордебалета. Обидно, но это пришлось сделать.
IMG 7548Соавтором Надежды Калининой в написании либретто выступила Дарья Модзалевская, а художником-постановщиком, сценографом и художником по костюмам – Сергей Новиков. Танцевать «Эсмеральду» будут два состава, в одном из них уже упомянутые артисты предстанут в привычных ролях. Андрей Матвиенко репетирует партии как Клода, так и Феба, Валентина Царькова можно будет увидеть в ролях Квазимодо и Фролло, горбуна также сыграет Сергей Флягин; солистки Анна Маркова и Ирина Воробьева будут танцевать за Флер. А вот главная партия, Эсмеральды, досталась приглашенной балерине Екатерине Жигаловой. Сейчас она служит в Санкт-Петербургском академическом театре балета Бориса Эйфмана, но родилась и выросла в нашем городе и свои первые шаги в балете делала в Омском музыкальном. Вторым приглашенным исполнителем стал молодой танцор из Саранского музыкального театра им. И. М. Яушева Максат Толомушев, которому досталась роль капитана Феба.
Источник: http://omskgazzeta.ru/kultura/novyj-vzglyad-na-notr-dam