Петербургские миражи

Эльвира КАДЫРОВА
«Омск театральный», Июль 2009

На фестивале «Панорама музыкальных театров» омичи познакомились с Санкт-Петербургским театром «Мюзик-Холл». Это единственный в России театральный коллектив, работающий в жанре ревю и мюзикла. За сорок три года своего существования театр объехал практически весь мир, и вот впервые его смогли увидеть омские зрители.
Когда-то зарубежная пресса писала: «Мюзик-Холл» – необыкновенный ансамбль. Его техника удивительна и универсальна. Певцы великолепны. Все участники танцевальной группы могут служить украшением любого мюхик-холла по своей красоте, удивительной элегантности, необыкновенной технике и оригинальности номеров». С тех пор многое изменилось в нашей жизни, и петербургскому театру, как и другим коллективам, пришлось переживать не лучшие времена. В том числе – процесс полного упадка и возрождения в новом (лучшем ли?) качестве. Но, пожалуй, главное, что осталось неизменным, – это балетная труппа, жемчужинами которой сегодня являются несколько солистов Мариинского театра. В Омске театр «Мюзик-Холл» показал именно хореографические спектакли – балет «Мата Хари» и танцевальное шоу «Сны белых ночей».

Известно, что спектакль «Мата Хари», в основе которого – история знаменитой шпионки времён Первой мировой войны, главный балетмейстер питерского «Мюзик-Холла» Владимир Романовский поставил специально для солистки Маринки народной артистки России Юлии Махалиной. Спектакль получился далеко не бесспорный как по соответствию исторической правде, к которой, впрочем, никто и не стремился, так и по сюжетному построению.

С самого начала сделана заявка на шпионские игры – по залу бегают агенты в одинаковых серых плащах с поднятыми воротниками и слепят зрителей фонариками. Всё это сменяется довольно традиционными танцами в кабаре, восточной вакханалией (ведь известно, что легендарная танцовщица-шпионка тяготела к восточной культуре). И вот появляется Она.

Юлия Махалина настолько хороша в своём балетном мастерстве, что, честно говоря, в первые минуты её даже не олицетворяешь с героиней, просто любуешься отточенной техникой примы петербургского балета, её обаянием и мощной энергетикой. Однако уже пошли интриги: цветы, записки. Влюблённый офицер (Дмитрий Пимонов) немного прямолинейно демонстрирует нахлынувшие чувства и попытку отказаться от них – ведь он военный! Он готов даже вырвать из груди неспокойное сердце. Наивно выглядит получение героиней секретных сведений и просто смешна по своему решению сцена передачи их противнику. Не говоря уже о самом противнике. Немцы они и в Африке (то бишь в Париже) немцы, что Первая мировая, что Вторая. Почему-то многим кажется, что бравурных песенок и маршей на языке Вильгельма Теля вполне достаточно для определения природной немецкой воинственности. Действие спектакля обрывочно, эпизоды почти не связаны между собой. От души радует лишь музыкальный лейтмотив – мелодия Доминика Фронтира из фильма «Трюкач» – гимн авантюристов и мистификаторов.

При этом лично у меня нет ни малейших претензий к профессиональным качествам исполнителей главных ролей. Они достойны восхищения. Солист Мариинского театра Илья кузнецов (последний избранник Маты Хари) виртуозен во владении приёмами классического танца. У него сильный прыжок, уверенные, красивые поддержки в парных сценах. Работающий больше соло Дмитрий Пимонов демонстрирует сложную технику на стыке бального, эстрадного танца и пантомимы, какую-то невероятную кошачью гибкость и вполне приличное актёрское мастерство. Юлии Махалиной, особенно во втором акте, всё же удаётся донести драму женщины, любящей игру – в шпионов, в любовь, в красивую жизнь, и эта игра приводит её к трагическому финалу. Сделать такое в развлекательном жанре весьма сложно.

Примечательно, что, несмотря на первое посещение Омска петербургским «Мюзик-Холлом», на сцене оказались и омичи. Небольшую роль души Маты Хари исполнила воспитанница Омской студии балета Музыкального театра Маша Новосёлова. А Илья Кузнецов буквально вырос за кулисами нашего театра, куда его приводили родители – солисты омского балета Наталья и Владимир Кузнецовы, и не раз выходил в детских ролях. Может быть, поэтому зритель всё-таки принял спектакль очень тепло, сделав вполне допустимую скидку на специфику варьете.

Если история, требующая хорошей драматургии, кажется случайной гостьей на подмостках мюзик-холла, то балет-ревю «Паркъ, или Сны белых ночей» как раз является классикой жанра. Как и положено в ревю, спектакль собран из ярких хореографических сцен, лишь слегка объединённых местом действия – Александровским парком Санкт-Петербурга, и героем – юным бродягой-романтиком (Антон Молеваник). Он влюблён в певицу, выступающую на летней эстраде (Полина Емелина), и в своём воображении возносит её до героини сонетов.

За длинный день по парку проходят пёстрые толпы иностранцев, цыгане, дворничихи, моряки, здесь выступают цирковые атлеты, похожие на Ивана Поддубного, пробегает стая бродячих собак и два интеллигентных долматинца, разыгрываются нешуточные страсти под жгучую музыку Астора Пьяццоллы. А вечером в голубых сумерках белых ночей возникают духи прошлого – дамы и кавалеры в камзолах, париках и пышных платьях екатерининской эпохи.

Постановщик шоу Владимир Романовский посвятил его Петербургу. Но, конечно, Петербург здесь предстаёт как некий туристский фетиш, наравне с матрёшками на Невском, сувенирными корабликами и прочим. Так сказать, Петербург для иностранцев. В спектакле больше даже какого-то американизированного, бродвейского шика. И, конечно, традиционный канкан а ля Мулен Руж. Истинно питерским остаётся главный герой – бомж-поэт, живущий под открытым небом. И ощущение проносимых ветром иллюзий. Антон Молеваник, кстати, силён не только в хореографическом мастерстве, но и в искусстве перевоплощения. Искренне симпатизируя его Бродяге, мы уже забываем, что вчера ненавидели его же Контрразведчика в «Мата Хари».

Так или иначе, за два вечера актёры Санкт-Петербургского театра «Мюзик-Холл» показали красивую технику, позволили нам окунуться в феерическую стихию кабаре. Может быть, немного легкомысленную, но заряженную позитивным настроением, которое так необходимо сегодня и всегда.