Ирина НИКЕЕВА
«Омск театральный», Март 2008
Есть в Омском музыкальном театре среди актёров, ветеранов старшего поколения, один поистине уникальный солист, без которого не может обойтись ни оперетта, ни опера, ни, даже, детская сказка. Его яркое актёрское мастерство помогают ему легко и точно вжиться в любой образ. Его завидное трудолюбие и сценический опыт способствуют быстрому запоминанию музыкального и поэтического текста роли и мизансцен. Его мягкий звучный баритон с басовыми низами и чёткой артикуляцией прекрасно ложится на оркестр и свободно летит в зал. И ещё одна уникальность этого артиста – в его трудовой книжке есть одна единственная запись, сделанная в 1962 году: «Артист Омского театра музыкальной комедии» (позже – Омского государственного музыкального театра). Речь идёт о ведущем солисте театра, заслуженном артисте России Игоре Викторовиче Варнавине.
В середине апреля 1962 года выпускник вокального отделения Омского музыкального училища пришёл в Театр музыкальной комедии в качестве артиста хора, а уже в 1970 году был переведён в актёрский цех, где и по нынешний день является ведущим мастером сцены теперь уже Омского музыкального театра. За эти без малого 46 лет работы в театре Игорь Варнавин сыграл свыше 100 ролей! Они настолько разнохарактерные и не похожие друг на друга, что трудно провести какую-либо классификацию. Здесь и лирические герои музыкальных комедий (Вадим – «18 лет» В. Соловьёва-Седого, Митя – «Девушка с голубыми глазами» В. Мурадели, Платон – «Верка и «Алые паруса» М. Михайлова, Г. Портнова, М. Самойлова), и характерные роли в спектаклях отечественной оперетты (Гриша – «Свадьба с препятствиями» В. Соловьёва-Седого, Шура Балаганов – «Золотой телёнок» Т. Хренникова, Грициан и Балясный – «Свадьба в Малиновке» Б. Александрова), и комические персонажи классических оперетт и водевилей (Воляпюк – «Сильва» и Мориц – «Марица» И. Кальмана, Зупан – «Цыганский барон» И. Штрауса, Ревунов–Караулов – «Медведь на свадьбе» Е. Птичкина), и драматические образы в различных героико-патриотических спектаклях (Гремин – «Евгений Онегин» П. Чайковского, старшина Васков – «Зори здесь тихие» К. Молчанова, Кутузов – «Гусарская баллада» Т. Хренникова, Бороздин – «Вечно живые» В. Казенина). Одним словом, есть в обширном творческом репертуаре И. Варнавина представители, наверное, всех слоёв общества: обаятельные молодые люди, богатые бароны и помещики, сказочные короли и Деды Морозы, забавные скоморохи и дьяконы, экспрессивные цыгане и бандиты, мужественные гусары и генералы, и, наконец, просто любящие мужья и отцы… И в каждом образе актёр всегда умеет найти точные внешние сценические краски, гармоничную пластику и нужную интонацию голоса. Неслучайно за исполнение многих своих ролей И. Варнавин неоднократно получал различные Почётные грамоты и Благодарственные письма от Министерства культуры РСФСР, области и дирекции театра (за исполнение ролей Лекаря-аптекаря в «Левше» В. Дмитриева, 3-его солдата из «Василия Теркина» А. Новикова, Виконта де Каскада из «Веселой вдовы» Ф. Легара и др.).
Как талантливый актёр Игорь Викторович раскрылся практически сразу. Ещё будучи молодым артистом хора, он уже играл небольшие сольные роли в текущих спектаклях театра. В этом ему, бесспорно, помогала отличная «школа мастерства», которую он, по его словам, прошёл в юности, когда с восторгом наблюдал за игрой великих актёров Омского театра музкомедии – В. Раутбарта, В. Андреева, заслуженных артистов РСФСР Е. Дёминой, А. Липатова, Ю. Климова, В. Володина. А такую возможность Игорь Викторович имел практически постоянно, благодаря той особой творческой атмосфере, которая царила в их доме, ведь его мама, Вера Петровна Малинина, работала в Омском музыкальном театре старшим контролёром с самого его основания, с 1947 года, и на протяжении целых 44 лет! Передала она сыну и свою преданную любовь к театру и нелегкой актёрской профессии, и все свои знания о творческой жизни коллектива, которыми он сегодня щедро делится с молодёжью.
Получив большой сценический опыт работы в качестве артиста оперетты и музыкальной комедии, И. Варнавин по-новому раскрылся и нашёл себе активное применение в новых спектаклях Музыкального театра. Прекрасные вокальные данные – темброво насыщенный бас-баритон с полным диапазоном и ярко полётным звуком – позволили И. Варнавину уверенно справляться с партиями в оперных постановках театра. Яркими, успешными работами были названы в прессе созданные Игорем Викторовичем образы в классических операх – Бартоло в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини, Тонио в «Паяцах» Р. Леонкавалло, Гремин в «Евгении Онегине» П. Чайковского, Старый цыган в «Алеко» С. Рахманинова, а в операх текущего репертуара – «Риголетто» и «Травиата» Дж. Верди, «Богема» Дж. Пуччини, «Зори здесь тихие» К. Молчанова – он является единственным исполнителем партий Спарафучиле, Барона Дюфоль, Бенуа и старшины Васкова (соответственно). Очень яркой и образно ёмкой стала и последняя оперная работа солиста в «Искателях жемчуга» Ж. Бизе, где непростая в вокальном плане партия Нурабада требовала от исполнителя и большого драматического мастерства для правдивого создания мистического образа верховного жреца.
Действительно, сегодня заслуженный артист России Игорь Варнавин занят практически во всем многожанровом репертуаре театра, являясь своим подлинно творческим и профессиональным отношением к работе хорошим образцом для молодёжи. Кроме того, до сих пор он активно участвует и в общественной деятельности театра, которая всегда была неотъемлемой частью его жизни. За долгие годы работы в театре немало времени и душевных сил отдал Игорь Викторович делу пропаганды лучших образцов мировой сценической музыки, выезжая с благотворительными концертами и спектаклями на село, в различные трудовые коллективы города и области. Блеск и обаяние жизнерадостной оперетты щедро дарил он вместе со своими коллегами и слушателям многочисленных воинских частей, среди которых и солдаты, отдающие свой гражданский долг в Чеченской Республике, куда выезжал И.Варнавин вместе с группой актёров Омского Музыкального в 1996 году.
За многолетнюю обширную творческую деятельность, за яркий талант и преданность своей профессии Игорь Варнавин получил множество наград, среди которых орден «Знак почета», значки «Отличника культурного шефства» над селом, вооруженными силами, Почётные грамоты Администрации Омской области и командующего войсками МВД России в Чеченской Республике В.С. Гафарова.
Говоря об Игоре Викторовиче, невозможно не отметить и его удивительных человеческих качеств. Он обладает тем особым обаянием, которое бесповоротно располагает к себе любого человека. А в его истинной душевности, скромности, интеллигентности, добросердечности и честности, готовности прийти на помощь в любом, профессиональном или жизненном вопросе никто в коллективе никогда не сомневался. И ещё, что очень ценно и по-настоящему почётно, – это огромный авторитет, которым у всех пользуется актёр в своем родном коллективе. Ведь авторитет можно заработать в театре только подлинной порядочностью, трудом и талантом – качествами, которыми обладает Игорь Викторович Варнавин в полной мере.
Совершенно естественно, что по итогам фестиваля-конкурса «Лучшая театральная работа 2007 года» в арсенале этого замечательного артиста появилось лауреатское звание – «Легенда омской сцены».