Ирина НИКЕЕВА
«Омск театральный», Декабрь 2007
14 августа 2007 года, на 95-м году, ушел из жизни известный композитор, «патриарх отечественной музыки», народный артист СССР Тихон Николаевич Хренников. Его музыка звучала во многих городах России. Теплые дружеские отношения связывали его и с Омским государственным музыкальным театром, на сцене которого было поставлено семь разножанровых спектаклей.
«Щедрость таланта, души, человеческого обаяния и удивительная способность не стареть в своем искусстве», – так охарактеризовал в своё время творчество Тихона Николаевича композитор Ю. Шапорин. Действительно, Т. Хренников прошел огромный жизненный путь, став одним из основоположников советской музыкальной классики. Имя и музыка скромного парня из Ельца очень быстро приобрели известность в стране и за её пределами. Народный артист СССР, Герой социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, бессменный председатель Союза композиторов СССР, активный общественный деятель – Т.Хренников по праву обрел титул «живой легенды XX века», на родине ему еще при жизни поставили памятник. Блестящее дарование Хренникова охватывало все жанры музыкального искусства от песни до инструментального концерта и симфонии.
Огромное место в творчестве композитора занимали жанры театрального искусства: оперы, балеты, музыкальные комедии, драмы, киномузыка, музыка к драматическим спектаклям. Прежде всего здесь следует выделить жанр оперы: «В бурю» (по роману Н. Вирты, 1939 г.), «Мать» (по пьесе М. Горького, 1957), музыкальная «хроника» «Белая ночь» (по пьесе Е. Шатуновского, 1967). Воссоздавая события, сюжетно связанные с революционным периодом нашей истории, композитор с подлинным реализмом раскрывал сложные судьбы народа, смело опираясь на мелос крестьянского и городского фольклора тех лет. Не мене яркими и интересными образцами в оперном жанре стали и комические оперы Т. Хренникова — «Фрол Скобеев» (1947; 2-я редакция под названием «Безродный зять», 1967), «Доротея» (по пьесе Р. Шеридана, 1983), «Золотой теленок» (по роману И. Ильфа и Е. Петрова, 1984). Все оперные сочинения композитора получили долгую сценическую жизнь в разных театрах страны.
Объективным «зеркалом» оперного творчества Т. Хренникова стала и сцена Омского музыкального театра. Четыре из шести перечисленных выше опер обрели свою жизнь в Омском театре в разные периоды его деятельности. Первое знакомство с музыкой Т. Хренникова началось ещё в далекие 60-е годы (Омский театр тогда он назывался Театром музыкальной комедии), когда коллектив во главе с режиссёром, заслуженным артистом РСФСР В. Лавровым и дирижёром, заслуженным деятелем искусств КАССР Ю. Проскуровым одним из первых в стране обратился к постановке музыкальной хроники «Белая ночь». Посвящённый «50-летию Великого Октября» и выпущенный в самый канун этой даты (6 ноября 1967 года) спектакль повествовал о последних днях правления Романовых и потому отражал достоверные исторические факты и реальные образы действующих персонажей. Особенно высокой оценки удостоена была игра актеров – Н. Шатского (Николай II), М. Лавровой (императрица Александра Федоровна), режиссера-постановщика и актера В. Лаврова (Григорий Распутин), заслуженного артиста РСФСР А. Липатова (Керенский). В спектакле сложно переплетались разные сюжетные линии: от драматизма ощущений надвигающейся революции до глубокой лирики душевных переживаний. Удивительно проникновенным отражением всех этих эмоций была в спектакле музыка Т. Хренникова, не уступающая по глубине своих образных характеристик лучшим сценам из русских классических опер.
Памятным и еще более близким стало имя Т. Хренникова для Омского театра в период, когда молодой, теперь уже государственный музыкальный театр в силу своего нового высокого статуса смог в полной мере обратиться к оперному наследию композитора. Первым спектаклем открывающегося 29 января 1982 года Музыкального театра стала самая ранняя опера композитора «В бурю». Благодаря огромному энтузиазму всей творческой труппы и художественного руководства сложный по языку и постановочным ситуациям спектакль получил высокую оценку зрителей и критики. В музее театра хранится ксерокопия телеграммы, присланной Т. Хренниковым первому главному режиссёру Музыкального театра, заслуженному деятелю искусств Азербайджана А. Усубову. В ней говорится: «Поздравляю весь коллектив театра успешной премьерой Бури Благодарю Вас Проваторова Севастьянова всех участвующих спектакле за внимание и сердечное отношение моей музыке тчк Желаю спектаклю долгой жизни а всем вам и театру дальнейших успехов и процветания тчк феврале марте приеду посмотреть спектакль обнимаю Вас = Ваш Тихон Хренников». На постановку оперы в новый театр был приглашен тогда действительно «звёздный» постановочный состав: дирижёр народный артист РСФСР Г. Проваторов, народный художник РСФСР И. Севастьянов, в качестве художественного консультанта приглашен народный артист РСФСР, профессор Р. Тихомиров. Огромную постановочную работу провели и руководители художественных цехов Омского театра: режиссёр А. Усубов, балетмейстер заслуженный деятель искусств РСФСР В. Тулупова, хормейстер Т. Боброва. В постановке оперы был занят практически весь состав театра, значительно обновленный и пополненный за счет молодых выпускников разных музыкальных вузов страны. К сожалению, на просмотр своей оперы композитор тогда так и не приехал, но творческое общение с Омским театром вскоре ещё больше упрочилось.
В 1986 году Музыкальный театр осуществил другую оперную постановку Тихона Николаевича. На сей раз выбор пал на недавно написанную комическую оперу композитора «Золотой телёнок». В том году Омск уже в третий раз становился местом проведения выездных заседаний секретариата правления Союза композиторов РСФСР и организованных в этой связи «фестивалей советской музыки». Действительно, Омский музыкальный театр имел к тому времени в своем репертуаре немалое количество произведений современных отечественных авторов, что позволило ему стать полноправным участником этого праздника и предложить зрителям и гостям города специальную афишу со спектаклями на музыку А. Новикова («Василий Теркин»), Р. Щедрина («Конек-горбунок»), В. Казенина («Забывчивый жених»), А. Рыбникова («Юнона» и «Авось»), Е. Глебова («Легенда о Тиле») и, наконец, Т. Хренникова, оперу «Золотой телёнок» которого театр выпустил буквально за несколько дней до открытия фестиваля.
За постановку новой оперы Т. Хренникова Омский театр взялся первым после столичных: Музыкального им. К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко и Камерного музыкального. Сам композитор в период подготовки спектакля, по словам директора Э. Рымашевского, «не просто напутствовал театр в большой и сложной работе над своей оперой, но и помогал в оркестровке» (статья в «Омской правде» 29 мая 1986 г.). Постановщики спектакля заслуженные деятели искусств РСФСР – режиссёр К. Васильев, дирижер Э. Розен, балетмейстер В. Тулупова, а также хормейстер Т. Боброва и постоянный сценограф спектаклей на музыку Т. Хренникова, дочь композитора Наталья Тихоновна – стремились к максимальной достоверности в передаче «духа» первых пятилеток. Премьера оперы в очередной раз продемонстрировала исключительный талант композитора в умении находить точные музыкальные краски для характеристики и атмосферы времени, и таких ярко характерных образов как Остап Бендер (артисты В. Демидов, В. Петров, В. Грачунов), Паниковский (М. Багаев, заслуженный артист РСФСР Г. Котов, В. Миллер), Балаганов (В. Григорьев, И. Варнавин, Б. Шевченко), Козлевич (С. Хворостяной, А. Скиба, В. Пучков), Корейко (В. Ошкуков, В. Кораблёв), мадам Грицацуева (заслуженная артистка РСФСР М. Лаврова, Р. Панова).
Постановка другой комической оперы Т. Хренникова – «Доротеи» была также осуществлена в Омском театре, но совсем недавно, в декабре 2005 года. Произведение, в основе которого лежит сюжет всемирно известной комедии Р. Шеридана «Дуэнья», было написано композитором ещё в 1983 году на основе его же музыки к одноименному кинофильму. После премьеры оперы в Московском музыкальном театре им. К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко прошло более двадцати лет, однако яркая музыка и острота сюжетной фабулы, главным стержнем которой является «любовь», не потеряла своей привлекательности и для современных слушателей. Воплотить «Доротею» на сцене Омского музыкального довелось замечательной постановочной группе во главе с признанным мастером, главным режиссером Свердловского театра музкомедии, народным артистом РФ К. Стрежневым и главным дирижёром Омского музыкального театра Ю. Сосниным (художник С. Александров, балетмейстер Л. Цветкова, хормейстер заслуженный работник культуры РФ Т. Боброва). Драматургическая фабула пьесы, отличающаяся сценической яркостью и красочностью действия, изобилующая частыми неожиданными поворотами сюжета, обилием сочного юмора и нежнейшей лирики, – потребовали от композитора развитой музыкальной драматургии, включающей в себя всю богатую палитру вокальных, хореографических и оркестрово-симфонических средств. Для каждой влюбленной пары героев постановщики вслед за музыкой Т. Хренникова нашли свои особые стилевые музыкально-пластические решения: лирико-комедийные краски для Доротеи и Мендосо (заслуженная артистка РФ И. Трусова, народные артисты РФ В. Шершнева, Г. Котов), нежно-лирические для Инессы и Антонио (О. Березовская, К. Чемирзова, В. Невзоров, К. Черных), страстно-патетические для Леоноры и Фернандо (лауреаты Всероссийских и Международных конкурсов А. Хмыров и А. Данилов, Е. Макарова, Ю. Харичева). Этот спектакль, закрученный режиссёром как яркое музыкально-карнавальное зрелище, развивающееся по законам «театра представлений», и сегодня никого не оставляет в зале равнодушным.
Весьма активно сочинял Т. Хренников и для драматического театра и кино. К удачам композитора принадлежит музыка к спектаклям «Много шума из ничего» В. Шекспира (1936), «Дон Кихот» М. Булгакова по М. Сервантесу (1941), а также к комедии «Давным-давно» Гладкова (1942). Это последнее из названных произведений получило особую художественную жизнь: на основе музыки к спектаклю сначала был снят замечательный фильм «Гусарская баллада», а затем родились одноименный балет (1979) и ставшая не менее популярной музыкальная комедия «Давным-давно, или Гусарская баллада». Это замечательное произведение украшает репертуарную афишу и Омского музыкального театра. Выпущенное в 1995 году группой московских постановщиков под руководством народного артиста РФ В. Курочкина – режиссером А. Любимовым, художником Н. Хренниковой, балетмейстером М. Лепилиной, а также дирижёром и хормейстером Омского театра (Г. Комаровский и Е. Бородина), оно до сих пор радует зрителей встречей с известным сюжетом, прекрасной музыкой и любимыми героями.
Среди многих прекрасных кинофильмов, музыку к которым написал Тихон Николаевич («Свинарка и пастух», «Поезд идёт на восток», «Верные друзья», «Руслан и Людмила», «Время выбрало нас» и др.), есть один, судьба которого также очень необычна. Речь о фильме «В шесть часов вечера после войны». Прежде всего, фильм уникален по своему художественному замыслу. Как раз об этом вспоминал композитор в одном из интервью в год своего 90-летия: «Фильм о нашей Победе над фашизмом снял Иван Пырьев в 1943 году, когда до победы было ещё очень далеко. А я увидел этот фильм, к которому написал музыку, тогда, в 1945-м, на фронте. Не могу передать волнение, когда смотрел вместе с солдатами и офицерами кадры фильма, где показывали праздник Победы на Красной площади. Шла война, умирали люди, а солдаты в перерывах между ожесточёнными боями смотрели фильм о её победном окончании». Судьба этого фильма поистине счастлива: он познал народную любовь, его песни стали хитами ХХ века, а в период наметившегося забвения, в начале ХХI века, он обрёл новую, теперь уже сценическую жизнь. И обрёл её впервые у нас, в Омском музыкальном! Идею (а она родилась у директора Омского музыкального театра заслуженного работника культуры РФ Б. Ротберга) поставить спектакль по кинофильму композитор, по его собственным словам, «принял с радостью». В интервью, данном по телефону в канун премьеры спектакля (напечатано в газете «Неделя» за 7 мая 2003 г.), Т. Хренников сказал весьма лестные для театра слова: «Я уверен, что спектакль получится интересным, что премьера пройдёт успешно (…). Я знаю Омский музыкальный театр очень давно и знаю, как омичи умеют работать, давно знаю режиссёра Виктора Рябова и знаю, что он может сделать на сцене». Так, «с благословения» композитора при очень трепетном отношении и непосредственном участии всего творческого коллектива театра под руководством главного режиссёра Московского детского музыкального театра им. Н. Сац В. Рябова, художника Н. Хренниковой и главного дирижёра Омского музыкального Э. Розена, талантливо скомпоновавшего мелодии многих песен композитора (в том числе и из других его произведений) родилась эта интересная героическая музыкальная комедия.
Однако, пожалуй, наибольший успех и общественное признание выпали на долю единственного в репертуаре театра балета на музыку Т. Хренникова – «Капитанская дочка». Хотя балет и не являлся ведущим жанром в творчестве композитора, но своим обращением к нему Тихон Николаевич внёс, несомненно, весьма значительный вклад в современное хореографическое искусство. Среди известных балетов композитора следует назвать – «Любовью за любовь» (1976), «Гусарскую балладу» (1979), «Наполеон Бонапарт» (1995) и последнее произведение в этом жанре – «Капитанская дочка» (1999). «Подарком судьбы» назвали многие журналисты и музыкальные критики эту уникальную возможность, которая предоставилась именно Омскому музыкальному театру первым в стране реализовать на своей сцене новый балетный замысел композитора, посвящённый великой дате – 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Не уточняя причины, по которой Кремлевский театр балета, для которого создавалась «Капитанская дочка», вынужден был отказаться от данной постановки, назовём лишь, действительно, «счастливым случаем» (а возможно – «случайной закономерностью») тот день, когда на звонок главного дирижёра Э. Розена и директора Б. Ротберга с просьбой доверить выпуск нового балета Омскому театру, композитор дал согласие.
О своих впечатлениях от процесса постановочной работы над балетом позднее рассказывал на различных встречах сам композитор, когда приехал, наконец, в Омск накануне премьеры балета, состоявшейся 4 июня 1999 года после торжественного собрания по случаю празднования пушкинского юбилея. Очень высокую оценку дал он балетмейстеру-постановщику, заслуженному деятелю искусств РФ Г. Ковтуну за его творческий подход и своё видение и понимание проблематики балета. Слова подлинного восхищения высказал Тихон Николаевич и в адрес омской труппы, которую в свою очередь покорил удивительным обаянием, эрудицией и искрящимся жизнелюбием (ему тогда было 86 лет!): «…Меня удивило, как с такими малыми возможностями – и материальными, и состав небольшой по численности – можно решать такие серьёзные задачи. Видно, что артисты работают с удовольствием, с отдачей, они все верят в спектакль. Это не может не восхищать! Какие замечательные солисты – Маша – Гринев – Пугачев – Швабрин. Ведь работали по две репетиции в день без замены. А каково было оркестру выграться в музыку за короткое время? Так жертвенно работать? Они просто герои все вместе с дирижёром Комаровским!» (из публикации в «Новом обозрении» за 16 июня 1999 г.). Достойным результатом этого героизма стало общероссийское признание омской постановки «Капитанской дочки» и вскоре последовавшая за этим столичная премьера, состоявшаяся в декабре 2000 года на сцене Московского академического музыкального театра им. К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко в рамках фестиваля «Панорама музыки России», приуроченного к VIII съезду Союза композиторов. Тогда Омский музыкальный оказался единственным из провинциальных театров, получившим приглашение на фестиваль, так как в его творческом багаже были представлены сложнейшие произведения современных отечественных авторов (на фестивале были показаны также балеты В. Казенина и К. Хачатуряна). Больших похвал удостоились исполнители главных партий – заслуженные артисты РФ Н. Торопова (Маша), С. Флягин (Гринев), О. Карпович (Пугачев) и солист балета Д. Дерябин (Швабрин), а композитор Т. Хренников, присутствовавший в зале и принимавший горячие поздравления от коллег, сказал о постановке замечательные, мудрые слова, много раз потом цитированные на страницах газет и журналов: «Омичи показали настоящий класс во всем: чудные танцоры, великолепные музыканты. Я получил большое удовольствие от ощущения, что театральной провинции не существует. Хороший спектакль может появиться в любой точке нашей страны, где есть талантливые люди». А что может быть дороже и ценнее для коллектива, нежели похвала и слова благодарности за его работу, исходящие из уст самого автора!?
В результате, семь спектаклей на музыку Т. Хренникова в Омском музыкальном театре – это семь творческих ликов композитора, семь ярких страничек его творческой биографии, вписанных в театральную летопись и хранящих в себе память о подлинном мастерстве, неиссякаемой мелодической щедрости, а также непосредственном живом общении с этим талантливым композитором, ставшим признанным классиком XX столетия. Не случайно, из всех званий и высоких титулов, присвоенных ему государством, Т. Хренников, по воспоминаниям друзей, признавал только одно: он – Композитор.