Под звуки взлетающих пассажей из Вальса А.Хачатуряна к спектаклю «Маскарад» и десятки мерцающих огоньков угасал маленький лучик, который освещал театральную эмблему уходящего в канун I Всероссийского фестиваля “Панорама музыкальных театров”. Промелькнувшие на экране Омского Государственного музыкального театра видео-слайды свидетельствовали об улыбках и овациях театрального фейерверка минувших 20 дней…
Перелистывая мысленно страницы театральной жизни фестиваля, в памяти всплывали сменяющие друг друга образы печальной Жизель, романтичной Иоланты, остроумного Эдуарда Апломбова, холодной и властной Альцины, любящей красавицы Айгерим… 15 театров, в числе которых более 800 артистов и музыкантов из Италии, США, Казахстана, Молдовы, и России посетили сибирскую землю и продемонстрировали свое мастерство. Сценические площадки г. Омска и Омской области, в числе которых: Омский государственный музыкальный театр, Омский государственный театр куклы, актера, маски “Арлекин”, Омский академический театр драмы, Органный зал Омской Филармонии, Омский государственный Северный драматический театр (г.Тара) - изобиловали не только репертуарным, но и жанровым разнообразием музыкально-театрального искусства. От классической оперы до современного балета, мюзикла и даже кукольного спектакля раскинулась театральная панорама для 25 тысяч зрителей…
В 2002 году на Всероссийском совещании директоров музыкальных театров была зарождена Ассоциация музыкальных театров, Председателем которой явился художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера», заслуженный деятель искусств РФ Ю.Александров. Именно тогда возникла идея проведения фестиваля музыкальных театров России. Председатель Правительства Омской области Л.К.Полежаев выдвинул предложение провести столь масштабное мероприятие на сибирской земле, в г.Омске. Исполнительным директором фестиваля был утвержден директор Омского государственного музыкального театра, заслуженный деятель искусств РФ Б.Ротберг. Реализация проекта была запланирована на период с 6 по 25 июня 2006 года и преследовала цель оценить положение современного музыкального театра, а также «стереть границы между странами и попытаться расширить единое культурное пространство» (цитата из выступления Министра культуры В.Радула на закрытии фестиваля). Как отметил директор одного из ведущих театров России - Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии, президент Ассоциации театров Урала, заслуженный работник культуры РФ М.Сафронов: «Миссия фестиваля благородна и значительна – она соединяет вместе тех, кто посвятил себя служению музыкально-театральному искусству, объединяет уникальные российские театры…»
И неслучайно местом проведения столь грандиозного культурного события был выбран один из самых театральных городов - г. Омск. Полные зрительные залы, а также постоянное посещение всех спектаклей молодежью свидетельствовало о необходимости и значимости проведения подобного мероприятия и служило самой высокой оценкой гостей и участников «Панорамы музыкальных театров».
А гостями являлись не только представители российских музыкальных театров, но и народный артист России, председатель Союза театральных деятелей РФ А.Калягин; народный артист РФ, профессор кафедры сольного пения Уральской государственной консерватории им. М.Мусоргского Н.Голышев; народный артист РФ, дирижер М.Банк; Председатель Союза композиторов РФ, народный артист РФ, композитор В.Казенин; народный артист СССР, солист Большого театра России Ю Григорьев; академик, ректор Санкт-Петербургского института «Интер-студио» Е.Левшина; Заместитель Председателя СТД РФ Г.Смирнов, а также покорившие омичей своим вокальным искусством народные артисты СССР Мария Биешу и Михай Мунтяну (Молдова).
Выступив 9 июня на сцене Омского государственного музыкального театра, молдавские певцы представили программу из оперных арий, народных неаполитанских, молдавских и русских песен. «Лучшая Чио-Чио-сан мира» М. Биешу словно наполнила зал чистотой и светом, вдохновенно исполнив три «Ave Maria» разных композиторов. А проникновенный теноровый тембр М.Мунтяну растрогал некоторых любителей вокального искусства до слез… Последний номер большого концерта гости из Молдовы исполнили дуэтом.
Не менее запоминающимся праздником вокального искусства был концерт солистов Московского театра «Новая опера» им. Е.Колобова, Московского академического музыкального театра им. К.Станиславского и Вл.Немировича-Данченко, Государственного камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера» и Омского государственного музыкального театра 21 июня. С.Шеремет, М.Ефанова, Д.Головнин, призер Международного конкурса им.Ф.Шаляпина Д.Пьянов, лауреат Международных конкурсов А.Викторова, лауреат Всероссийского и дипломант Международного конкурсов А.Бибичева – эти имена известны не только в выше перечисленных столичных театрах, но и за пределами России. Представленные на сцене Омского государственного музыкального театра развернутые арии изобиловали фиаритурами, сложной мелизматикой и психологической наполненностью образов. Дирижировал уже побывавший однажды в Омске народный артист РФ М.Банк.
Яркими и не менее талантливыми на концерте солистов были выступления и артистов Омского музыкального театра: лауреата Всероссийского и Международных конкурсов А.Хмырова, народного артиста РФ В.Никеева, лауреата Всероссийских и Международного конкурсов, заслуженной артистки РФ И.Трусовой и лауреата Всероссийского конкурса А.Данилова, которые сорвали шквал аплодисментов омских любителей вокального искусства. Разнообразием в программе явилось выступление ученицы Ю.Башмета, аспирантки Московской государственной консерватории С.Лебедь, исполнившей на альте в сопровождении оркестра Омского государственного Музыкального театра красивейший инструментальный фрагмент «Размышление» из оперы Ж.Массне «Таис».
Под управлением американского дирижера, почетного гостя фестиваля - Мартина Пьецуха - прозвучали менее известные, но не менее интересные оркестровые произведения в исполнении Омского филармонического оркестра 10 июня. Музыкальный директор, дирижер Балета и Филармонии Конгресса США, М.Пьецух оказался весьма находчивым и остроумным «музыкантом-универсалом», сыграв на флейте все сольные фрагменты. «Королевой бала» явилась и не менее известная солистка оркестра Мариинского театра, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов Е.Александрова, которая поразила всех виртуозностью, мастерством и мелодичностью звучания инструмента, исполнив Концертное соло арфы из оперы «Лючия ди Ламмермур», Концертино для арфы с оркестром Ж-М. Дамаза и другие произведения.
Настоящим сюрпризом для омичей было исполнение привезенной из Америки оркестровой сюиты «Большой каньон» Ф.Грофе. На ломаном русском М.Пьецух пояснил, что Большой каньон пролегает на тысячи километров в штате Колорадо, и каждая часть сюиты представляет собой «отражение» природных стихий, господствующих на Большом каньоне. Исполненный «на бис» американский гимн в флейтовом переложении тронул омских зрителей до глубин души, и зал взорвался аплодисментами…
Столь же бурными овациями публика встречала Национальный театр оперы и балета им. Байсеитовой (Республика Казахстан, г. Астана), который представил 14 июня, в год Абая Кунанбаева в России балет-сказку Р.Салаватова «Алкисса». Красивая казахская история о любви, добре и зле со сказочными персонажами - Ханом Великой Степи, богатырем Арыстаном, красавицей Айгерим и феями Добра и Зла - Аже и Каракоз – наполнили зал Омского музыкального театра мгновениями чуда, волшебства и совершенства. Великолепные костюмы и декорации, колоритная музыка, зрелищные спецэффекты, а также красота и пластичность солистов балета отличали национальную постановку. Обилие казахских гостей, переполнивших ложи и партер Омского музыкального театра, горячо приветствовали собратьев и благодарили дирекцию фестиваля за привезенный сюрприз. Удивил публику и молодой состав балета, который не уступал по профессионализму и мастерству более опытным танцовщикам академического искусства.
Надо отметить, наличие в программе фестиваля юношеских коллективов и молодых талантов было одной из задумок организаторов фестиваля. Привлечение молодежи к академическому искусству, выявление новых талантов, а также возможность дальнейшего сотрудничества с молодыми звездами – служили одними из основных критериев отбора театральных коллективов для участия в фестивале. Под эгидой «Будущее балета музыкального театра» и «Вокальное будущее музыкального театра» прошли концерты 8 и 15 июня.
Башкирское хореографическое училище им. Р.Нуреева представило оригинальный шуточный 1-актный балет «Волшебная флейта» на музыку Р.Дриго и «Театрализованные испанские танцы», отличающиеся исключительным ритмическим богатством и эмоциональным разнообразием форм. II место на Международном фестивале среди 16 училищ СНГ в Минске, 6 дипломов на I Международном конкурсе артистов балета имени С.Дягилева в Москве, трехнедельные гастроли в Англии – все эти заслуги свидетельствуют о мастерстве и самобытности молодых танцовщиков одного из ведущих хореографических училищ страны. Многие из ребят были приглашены на работу в Омский государственный музыкальный театр.
Не менее талантливо проявили себя и выпускники Уральской государственной консерватории им. М.Мусоргского, которые в программе «Вокального будущего музыкального театра» представили не только песни и романсы классиков, но и сложные, развернутые оперные арии. Особо впечатлила собравшуюся в Органном зале публику «Сцена сумасшествия мадам Флоры» из оперы «Медиум» Дж. Менотти в исполнении лауреата Международных конкурсов Анны Смирновой (класс народной артистки РФ, проф. С. Зализняк). Артистическое мастерство молодой певицы покорило всех – от малого до великого, и концертный номер программы превратился в сложную театральную игру перевоплощений. Раскрыв глубокий психологический образ, Анна показала свой высокопрофессиональный уровень, что было горячо встречено и высоко оценено омской публикой. Не остался без внимания и самый старший «участник» концертной программы, народный артист РФ, кавалер Ордена Почета, профессор кафедры сольного пения Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского Н.Голышев, который представил выпускников, а также по просьбе своих учеников и зрителей порадовал всех присутствующих красотой и бархатистостью своего нестареющего баритона.
Надо отметить, приехавшие выпускники вокального отделения Уральской консерватории были приглашены не только в Омский государственный музыкальный театр с целью предстоящей работы, но и на дальнейшее обучение в Центр оперного пения народной артистки СССР Г.Вишневской, которая, предварительно прослушав голоса юных дарований, пригласила их на конкурсный отбор в свое учебное заведение, считая его «недостающей ступенью между консерваторией и театром». Необходимость практического стажа для молодых солистов, стремящихся блистать на оперной сцене, проявилась в таких театральных постановках Центра оперного пения Г.Вишневской, как «Руслан и Людмила» М.Глинки, «Царская невеста» Н.Римского-Корсакого, «Фауст» Ш.Гуно. На I Всероссийский фестиваль музыкальных театров Галина Павловна со своими воспитанниками привезла премьерную постановку «Иоланта» П.Чайковского. Это первые гастроли Центра на сибирской земле. Молодые артисты и музыканты (в составе 75 человек) демонстрировали свой талант и результат творческих усилий основательницы Центра 18 июня на сцене Омского музыкального театра в лирической опере по средневековой рыцарской легенде.
«Музыка оперы – божественная, удивительная, в ней нежность и страдание, а сюжет ее позволяет проникнуть в самые глубины человеческого духа… Мне кажется, что «Иоланта» не требует особой постановки, каких-либо внешних эффектов, здесь нужен только талант и хорошее пение»,- отмечала сама Галина Павловна. Тем не менее, привезенная эффектная постановка отличалась удивительной красотой и универсальностью декораций, а также богатством и точной стилизацией прошлого времени сшитых костюмов. Миниатюрная арочная конструкция, напоминающая готический замок, мерцала в бликах световой партитуры и воссоздавала атмосферу смены места действия с помощью крутящегося на колесиках декорационного сооружения. Сильные, сочные, проникновенные голоса солистов настолько умело раскрывали образ каждого из персонажей, что сказочное действо приковывало и поглощало все зрительское внимание, включая самых маленьких гостей. Также обратил на себя внимание общественности сам приезд народной артистки СССР Г.Вишневской, которую восторженно аплодировавшая публика встречала и провожала стоя.
Да, московские гости, безусловно, оставили незабываемые впечатления в сердцах омичей, но не менее талантливыми и интересными были выступления Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии 12, 13, 14 и 16 июня. Яркость, экспрессивность, креативность - вот основные черты и особенности этого театра. Свердловская музкомедия входит в число ведущих музыкальных театров страны, в репертуаре которого не только современные музыкальные комедии и мюзиклы, но и советские оперетты и даже музыкальные притчи.
В привезенном спектакле «Храни меня, любимая» жанр музыкальной притчи сложен прежде всего тем, что не имеет ни литературной, ни реальной исторической основы, но является современным по звучанию и значительным по смысловому содержанию. Посвященный юбилею Великой Победы, он отражает военное время не только посредством современного музыкального языка (композитор А.Пантыкин), но и через движение. Вражеское, тотальное зло выступило в спектакле через пластику «Эксцентрик - балета С.Смирнова». В утрированных, комичных, угловатых рубленых жестах угадывалась немецкая свастика, которая не вызывала смеха, а скорее, наоборот, становилась еще более устрашающей и пугающей. Посредством характерного метафоричного жеста, диссонирующего музыкального языка и световой партитуры эта сила была смысловым наполнением конкретных сцен и спектакля в целом. Также смысловым зерном всего спектакля явилась…земляника – символ мирной жизни на земле, добра и любви. Романтический образ любви главного героя даже после его смерти оставался жить в нашей памяти трепетной и такой простой песней «Земляника»…
«Военная тема» была продолжена в День Памяти и Скорби, 22 июня. Премьера спектакля «Вечно живые» на музыку народного артиста РФ, Председателя Союза композиторов РФ В.Казенина по одноименной пьесе В.Розова и киносценарию «Летят журавли» не оставила никого равнодушным из сидящих в зале. Спектакль вызвал интерес не только у ветеранов Отечественной войны, присутствовавших на спектакле, но и у любителей такого театрального жанра, как музыкальная драма. Выразительность мелодий, перекликаясь с «холодными», застывшими созвучиями, обрисовывала правду жизни…Ни военных, ни батальных сцен в спектакле нет, но война присутствовала в жестко измененных и сломанных судьбах героев, в их характерах и взаимоотношениях. Спектакль «о тех, кто не вернулся, кто ценой собственной жизни даровал мирную жизнь на земле» в блестящем исполнении артистов Омского государственного музыкального театра был горячо принят и высоко оценен омичами и гостями фестиваля.
13 июня на сцене Омского академического театра драмы тоже разворачивались «военные действия», но только касающиеся семейной жизни… Ревностная Антония, уличившая мужа в измене, предпринимает «контратаку» - соглашение на идею мужа Карлоса о «свободной паре»… Музыкальная эксцентрическая комедия М.Самойлова по мотивам пьесы Дарио Фо «Свободная пара» в исполнении народных артистов РФ Г.Петровой (Екатеринбург) и В.Кривоноса (Санкт-Петербург) восхитила омских зрителей остротой юмора и оригинальностью постановки.
Кульминацией экспрессии, экстравагантности и выражением авторского замысла через жест явилось сольное выступление «Эксцентрик-балета С.Смирнова» Свердловского академического театра музыкальной комедии 16 июня. Омские поклонники современного танца смогли по достоинству оценить эксцентричную смирновскую хореографию в исполнении обладателей Гран-при конкурса «Утренняя звезда», лауреатов всевозможных Всероссийских и Международных фестивалей, в том числе «Золотая маска». Привезенные хореографические миниатюры, а также данс-спектакли «Тряпичный угол» и «Выше неба» заставили «под другим углом» взглянуть на окружающий мир с его населением «маленьких людей в больших городах». Словно как в игре в шахматы, перед нами развернулась «импровизация жизни» кукольных персонажей, которые пытаются найти и обрести себя в чужом для них, урбанизированном пространстве…
В ином пространстве находились и герои старинной оперы «Альцина» Г.Генделя, которую привез на фестиваль 11 июня Пермский государственный академический театр оперы и балета им. П.Чайковского. Только это пространство, в отличии от современного, иных времен – более древних, но не менее…«кукольных». Надо отметить, эта постановка не только премьера (в недавнем времени) для Перми, но и для всего мира. Понадобился немалый срок, чтобы после весьма длительного забвения опера-сказка о коварной ариостовской волшебнице, всех заманивающей на свой остров, вновь увидела сцену. Действие происходит на заколдованном острове, где бессердечная Альцина правит людьми, словно марионетками, превращая всех попадающих на остров в камни, деревья, ручьи и животных. И только с потерей своей любимой игрушки (единственного живого человека на острове – Руджеро) Альцина обретает любовь и познает горечь страданий, но становится слишком поздно: чары разрушены, а к возлюбленному Руджеро возвращается прозрение и любовь к спасавшей его Брадаманте. Фантастический сюжет в сочетании с причудливыми костюмами И.Гриневича, барочной музыкой Г.Генделя и современной постановкой Г.Исаакяна, словно подтверждая печальные строки Микеланджело: «Влюбленных участь – знаю наперед – стать жертвой злой игры и наважденья…», обрисовали зрителям романтический мир невозможности счастья человека с волшебным существом. А прекрасное вокальное и актерское мастерство артистов пермской сцены еще раз подтвердило свое звание крупнейшего музыкального центра страны.
Одним из крупнейших центров, но только кукольным, является и Государственный академический Центральный театр кукол им. С.Образцова, который тоже побывал в Омске на фестивале музыкальных театров 19, 20 и 21 июня. Известнейший во всем мире «Необыкновенный концерт», занесенный в книгу рекордов Гиннеса, отметил в этом году свой 60-летний юбилей и был сыгран в 9000 раз. Принятый омскими овациями «Необыкновенный концерт» не только вызвал чувство ностальгии у зрителей преклонного возраста, но и заразил своим остроумием и комичностью персонажей маленьких зрителей. Бурные аплодисменты были самой лучшей благодарностью для московской труппы и Е.Образцовой (режиссера-постановщика и внучки С.Образцова) и в привезенном кукольном спектакле «Братец Кролик», который порадовал маленьких любителей кукол в Театре кукол, актера, маски «Арлекин».
Одним из самых молодых участников явился Калининградский областной музыкальный театр, который привез на фестиваль (8 июня) мюзикл по повести Н.Лескова «Левша». Этот театр сотрудничает с одним из самых именитых московских театров «Геликон-опера» и режиссером мирового музыкального театра Д.Бертманом. В Калининградском областном музыкальном театре идут постановки мирового репертуара с ориентацией на лучшие образцы отечественной и мировой литературы. Но особенность спектакля «Левша» на музыку и либретто А.Шевцова не только в оригинальности постановки режиссера С.Корнющенко (в финале актеры со сцены обращаются к зрителю, поднимая риторические вопросы), но и в профессиональной игре молодых актеров, которые, в основном, являются выпускниками РАТИ (Левша – М.Матвеев, Рассказчик, Императоры Александр I и Николай I – С.Сапачев, Граф Платонов – М.Ляхов).
«Гвоздем» всей фестивальной программы служило выступление специально приглашенного гостя – итальянского театра «Arena di Verona», который в составе 150 человек впервые посетил Россию и восхитил омичей особенностями итальянского музыкального искусства на открытии фестиваля 6 и 7 июня. Прекрасное cantileno, красивые тембры, аутентичное исполнение и «чистое» итальянское произношение – все это оставило неизгладимый след и восторг, которым сопровождались долгие овации зрителей, мысленно, быть может, очутившихся в тот момент на арене музыкального театра под открытым небом в Италии…
Надо отметить, участие в фестивале «забугорных» гостей не только способствовало еще большему интересу общественности к музыкально-театральному искусству, но и позволило омичам и гостям города познакомиться с шедеврами мирового театра в исполненном мастерстве лучших певцов, музыкантов и танцовщиков мира.
Торжественная церемония закрытия нашумевшего фестиваля завершалась теплыми словами в адрес организаторов, участников и гостей фестиваля, а также показом на сцене Омского государственного музыкального театра романтического балета А.Адана “Жизель” в одной из первых версий Государственного академического Большого театра России. Впервые артисты столичного театра в количестве 150 человек оказались на сибирской театральной сцене. Основная часть приехавших артистов – два состава балета Большого театра. Романтическая сказка на музыку А.Адана – старинная легенда о “виллисах” - невестах, умерших до свадьбы и обманутой любви крестьянской девушки Жизель «какой-то очищающей мучительной красотой волнует этот чудесный балет», - писали в России еще в начале XX века. Являясь одним из самых модных и популярных французских балетов в XIX веке, он и по сей день вызывает эмоции восторга трогательностью сюжета, изяществом музыки и “отточенностью” хореографии, позволившими назвать французскую сказку “квинтэссенцией романтического балета”. Постановка Ю.Григоровича, основанная на хореографии М.Петипа, сохранившая каноны классической хореографии, не уступила в эмоциональной насыщенности характеров персонажей. Вдохновенные мастерством солистов, омские зрители и гости фестиваля отметили не только великолепную пластику и актерскую игру москвичей, но и потрясающие декорации и костюмы, выполненные по эскизам французского художника Ю.де Живанши. Действительно, привезенное из столицы роскошное зрелище глубоко впечатлило и достойно финишировало в «Панораме» I Всероссийского фестиваля.
Таким образом, I Всероссийский фестиваль «Панорама музыкальных театров», идущий под лозунгом «Да здравствует опера! Да здравствует балет! Да здравствует музыкальное искусство России!» (цитата из интервью директора Омского государственного музыкального театра, заслуженного работника культуры РФ Б.Ротберга) состоялся и был проведен на высочайшем уровне. Мероприятие, которое было организовано в одном из самых театральных городов страны - г.Омске – позволило увидеть все самое лучшее, что было поставлено на столичных сценических площадках, а также дало возможность участвовать в форуме театрам небольших городов. Несмотря на то, что форум был всероссийским, этот проект является международным, и это служило прекрасной возможностью для омичей и гостей г.Омска окунуться в мир - не только российского, но мирового – современного музыкального театра.
Фестиваль ежедневно освещался во всех средствах массовой информации, что служило одним из способов для омичей прикоснуться к тайнам музыкально-театрального праздника, кто не имел возможности присутствовать на фестивале. Это не только являлось еще одной возможностью следить за событиями фестиваля, но и преследовало цели просвещения в профессиональной оценке прессы деятельности современного музыкального театра.
Также дирекцией фестиваля были организованы благотворительные вечера, позволившие побывать на дорогостоящих спектаклях малоимущим. В рамках благотворительной акции в День Памяти и Скорби 22 июня по приглашению Губернатора, Председателя Правительства Омской области Л.К.Полежаева на спектакле «Вечно живые» В.Казенина в постановке Омского государственного музыкального театра и 24 июня на выступлении артистов Большого театра с постановкой балета А.Адана «Жизель» присутствовали также ветераны Отечественной войны и жители сельских районов.
Период подготовки к фестивалю был особенно напряженным, потому что оркестру Омского государственного музыкального театра пришлось разучивать большое количество незнакомых и сложнейших произведений в сжатые сроки. Дело в том, что не все театры привозили свои оркестры. С оркестром Омского государственного музыкального театра работали такие театры, как Казахский театр оперы и балета им.К.Байсеитовой, Большой театр, а также Московский театр «Новая опера» им. Е.Колобова, Московский академический музыкальный театр им. К.Станиславского и Вл.Немировича-Данченко, Государственный камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» и оперные звезды Молдовы - М.Биешу и М.Мунтяну. Оркестром руководил не только главный дирижер Омского государственного музыкального театра Ю.Соснин, но и такие дирижеры, как: М.Пьецух (США), народный артист РФ М.Банк (г.Москва), П.Клиничев (г.Москва), А.Мухитдинов (Казахстан, г.Астана), что позволило раскрыть в оркестре Музыкального театра новые потенциалы, стимул к творчеству и дальнейшему совершенству.
«Панорама музыкальных театров», действительно, стала ярким и очень важным культурным событием не только для г.Омска и Омской области, но и для всей России в целом. Поделиться и обменяться опытом друг с другом, а также оценить положение современного музыкального театра – такие задачи стояли для приезжающих коллективов, их руководителей и дирижеров оркестров. « «Панорама музыкальных театров России» проводится впервые, что неимоверно важно, ибо ему предстоит стать событием в развитии музыкальной и театральной жизни России», - говорит художественный руководитель Калининградского музыкального театра «На Бассейной», заслуженный деятель искусств РФ В.Лысенко. «История театрального Омска – это история легендарных личностей. Академическая омская Драма, Омский музыкальный театр, Пятый театр, Омский кукольный – все это названия, очень много говорящие сердцу любого театрального человека в России. Омск – не только театральный регион, но и пример того, как бережно власть относится к культуре», - отмечает художественный руководитель Пермского государственного академического театра оперы и балета им. П.Чайковского лауреат Гос. Премиии РФ, лауреат Премии им. Ф.Волкова Правительства РФ Г.Исаакян.
I Всероссийский фестиваль музыкальных театров был организован и проведен на высочайшем профессиональном уровне, что позволило утвердиться пожеланиям участников фестиваля о благоприятных взаимоотношениях в будущем, направленных на расширение культурных связей между театрами стран. Народная артистка СССР Г.Вишневская, художественный руководитель Центра оперного пения в своем приветствии резюмировала: «На территории г.Омска проходит грандиозное событие. Спасибо Омску за гостеприимство, а Губернатору Л.К.Полежаеву – за поддержку и большой вклад в культуру нашей страны!» Все гости и участники фестиваля остались довольными и считают, что старт, данный омичами столь важному событию, оказался успешным, что, в свою очередь, способствовало решению Губернатора, Председателя Правительства Омской области Л.К.Полежаева о проведении II фестиваля музыкальных театров России в 2008 году тоже в г.Омске.
Остается пожелать только, чтобы эмблема театрального фестиваля вновь и вновь освещалась новыми талантами, силами, идеями и, чтобы совсем еще молодой фестиваль набирал обороты, процветал и развивался дальше, обретая все больше и больше зрителей, коллег и мыслящих едино – «За» оперу! «За» балет! И «За» музыкальное искусство России!..
Мурина Ольга