«Омский вестник», 14 июня 2006
Народный артист СССР, солист Большого театра Паата Бурчуладзе выступил с театром «Arena di Verona».
Паата Шалвович, давно вы сотрудничаете с итальянцами?
У меня очень хорошие отношения с театром Вероны. Я его сопровождал на гастролях в Германию, Японию. Еще выступаю с миланским театром «Ла Скала». Мне посчастливилось учиться в «Ла Скала». Я победил в конкурсе и с 1978 по 1981 год по обмену между советскими и итальянскими певцами стажировался в Милане.
Верона – для сибиряков литературное понятие, город шекспировской фантазии. Расскажите немного о городе и театре.
Город средний по российским меркам – жителей около 800 тысяч. Но есть университет, консерватория. Летом театр выступает на открытом воздухе в Колизее, построенном в I веке. Он вмещает 20 тысяч зрителей. Спектакли идут с 1913 года.
Не смутили ли итальянских гостей аплодисменты, которые порой звучали не вовремя, между частями «Реквиема»?
Нет, артисты восприняли аплодисменты как признание своего мастерства, как благодарность зрителей. Ведь это, действительно, выдающийся театр. Хор – один из лучших в мире. И произведение Верди очень трудное для исполнения. Гораздо труднее, чем «Реквием» Моцарта, который звучит чаще и хорошо знаком публике. «Реквием» Верди требует участия солистов международного класса.
А приходилось ли вам исполнять православную духовную музыку?
Да, я имел честь по благословению Святейшего Патриарха Алексия II петь в храме Христа Спасителя во время праздничных служб Рождества и Пасхи. Меня очень радует наметившееся сближение католической и православной церквей. Это очень важно перед вызовами христианству.
Вы имеете в виду фильм «Код да Винчи», которые обе церкви восприняли как кощунство?
Я не смог смотреть этот фильм. После нескольких эпизодов ушел.
Паата Шалвович, вы гастролируете по всему миру. А где ваш дом?
У меня есть квартиры в Австралии и Германии. А живу… в самолетах.
Понравился ли вам Омск?
Я был в вашем городе в прошлом году, дал приватный концерт. Участвую в фестивале. Впечатления потрясающие. С удовольствием приеду еще. Хотелось бы выступить с концертом русской классики: Чайковский, Рахманинов, Глинка, Аренский.
В чем разница между русской и итальянской вокальными школами?
У итальянцев все от музыки. Текст может произноситься неправильно даже в произведениях великих авторов. Слову отведена второстепенная роль. В русской музыке слово, смысл произведения на первом месте. Это особенно заметно у Мусоргского. Разница очень большая.
Вы грузин по национальности, учились в Украине, России, Италии, выступали по всему миру. Как вас представляют зрителям?
Как русский бас. Только так.