Мария Биешу: «Талантом нельзя гордиться»

«Омский вестник», 21 июня 2006

Праздником для омских любителей вокала стало выступление на сцене Музыкального театра народной артистки СССР Марии Биешу и народного артиста СССР Михая Мунтяну. Оперные арии, вокальная классика, русские романсы, неаполитанские песни, молдавская народная музыка – вечер был наполнен высоким искусством и задушевностью. Мария Биешу, отметившая 45-летие профессиональной творческой деятельности в театре, по-прежнему ведущая солистка Кишиневской оперы.

Непревзойденная Чио-Чио-сан

Мария Лукьяновна, Вы были признаны в Японии лучшей Чио-Чио-сан мира. Как отозвалась эта роль в Вашей жизни?

Это был первый в истории Японии конкурс классической музыки. Так назвали именем певицы Миуры Тамаки, для которой Пуччини и написал партию Чио-Чио-сан. В жюри пригласили музыкантов из 20 стран , в трех турах выступали 34 певицы со всего мира, и все пели одно и то же. Мне кажется, я глубоко поняла героиню, мне ее было очень жаль. Я пела с душой, будто все печальное, что происходит в ее жизни, было со мной. Некоторые члены жюри плакали.

А правду говорят: чтобы правдиво сыграть несчастную любовь и страдания, это нужно пережить?

А в чем же тогда работа актрисы? Нужно быть актрисой и иметь сердце.

Какие отношения у вас с Японией сейчас?

Там меня почитают, считают своей, часто приглашают. Ушли из жизни организаторы того конкурса, но со мной поддерживают связи потомки, племянники и племянницы Миуки Тамаки. С тех пор конкурс на лучшую Чио-Чио-сан – в японском стиле, с сакурой.

Самая известная Ваша роль дала повод писать, что Ваша тема в искусстве – трагическая любовь и жертвенность. Вы согласны?

У меня в репертуаре 30 партий. Дебютировала в опере «Тоска», в заглавной роли. У меня были советские героини, молдавские – совершенно разные. Каждая дорога по-своему.

Певицами рождаются

Мария Лукьяновна, от чего зависит творческое долголетие певицы, которым Вы всех восхищаете?

Я думаю, что в первую очередь от школы. У меня итальянская школа театра «Ла Скала». Ну и еще нужно беречь голос. Голос, как цветок, как маленький капризный ребенок. Голос дан Богом. И если уж Господь наградил талантом, его нужно беречь, уважать и любить, чтобы дарить радость людям.

Как же не заболеть звездной болезнью, если талант свой холить и лелеять?

А талантом нельзя гордиться. Пусть даже люди тебя уважают и возвышают, самому нельзя возноситься. Это большой грех. Человек унижает себя гордыней.

Кто научил Вас этим истинам?

Родители. Они воспитывали нас по Евангелию. Мы и в советское время ходили в церковь. А в консерватории пришлось сдавать атеизм. Я «двойку» получила, не была согласна, что Бога нет. Чуть не осталась без диплома из-за этого предмета. Не помню уж, как сдала.

15 лет назад в Омске Вы пели духовную музыку, дав два благотворительных концерта – в Никольском соборе и концертном зале.

Я и сейчас пою в церкви. Каждое воскресенье на литургии в Кишиневской церкви святителя Николая.

Солируете?

Совсем немного. Это же не театр – пою в хоре. Люблю хоровое пение, когда сливаются все голоса.

Всемирно известная певица в хоре даже не главного собора, а приходской церкви – это, конечно, редкостный пример скромности и особого отношения к дару Свыше. Но беречь свой талант – это значит добровольно идти на ограничения в жизни?

Не люблю рассуждать на эту тему. Но, конечно, голос требует особого режима. Нужно мало разговаривать, нельзя пить холодные напитки, даже летом, когда очень хочется. Спиртным увлекаться певцу противопоказано.

И нервничать?

И нервничать из-за того, что может быть спазм горла.

Увеличить Увеличить Увеличить

Дорогая моя Родина

Почему Вы не стали солисткой Большого театра?

Я много раз пела в Большом театре, и меня три раза приглашали перейти туда. Я не решилась на такой шаг. Что такое Большой театр? Огромное количество певцов, значит, редко появляешься на сцене.

Сложности в отношениях, интриги…

Я подумала, что мне будет трудно приспособиться к этой жизни.

А правда, что на работу в «Метрополитен-опера» Вас не отпустили власти СССР?

Думаю, что если бы я очень захотела, то добилась бы разрешения. Но я сомневалась, нужно ли мне в Нью-Йорк. Контракт, кстати, мне предлагали замечательный. С театром нужно было проехать по всей Латинской Америке. Два раза в год – поездки в Кишинев за счет организаторов. Гонорар прекрасный. Но я представила, что буду сидеть одна в чужой гостинице и учить партии на чужом языке, и мне стало грустно. У нас тогда, кстати, были неважные отношения с США. Зачем, думаю, мне все это надо? И маму дома не могла оставить одну.

Сегодня певцы, имеющие международное признание, часто говорят о себе, что они люди мира. Выступают во всех странах и ни к одной не привязаны, на родине – редкие гости…

Ну и зачем такая жизнь? Да Бог с ним, с богатством. Мне такая жизнь не по душе.

Было время, писали, что Ваша родина стремится войти в состав Румынии. Как Вы к этому относитесь?

Очень плохо. Я ни за что с этим не соглашусь.

А о разделении с Россией жалеете?

Все сожалеют, и на политиков обижены, что так получилось. Вспоминаем, что хорошо было раньше, когда дружно жили вместе.

А тут еще скандал с молдавским вином.

Не верьте тем, кто его раздувает. Молдавское вино очень хорошее. Видели бы вы, как трудятся крестьяне на виноградниках, как с любовью они относятся к своему делу. Вино – символ Молдавии. Кому-то выгодно скомпрометировать мою страну, я думаю, что это разборки мафии.

Мария Лукьяновна, а Вы не пытаетесь пойти в политику, как многие артисты в России?

Я 26 лет была депутатом Верховного Совета СССР – 5 созывов. А в перестройку в политику не лезла. Я пою для народа - вот вся моя политика.

Мария Биешу, композитор Евгений Дога, актер Михай Волонтир, писатель Ион Друцэ, режиссер Эмиль Лотяну, София Ротару – вот как много было на слуху имен талантливых Ваших соотечественников. А почему не зажигаются новые звезды?

Это удивительно и означает, на мой взгляд, что, по крайней мере, в музыке, изменились идеалы. Представители молодежи «мяукают» перед микрофоном – и считают себя звездами.

Как председатель Союза музыкальных деятелей Молдавии Вы пытаетесь этому противостоять?

Мы пытаемся помочь настоящим талантам, проводим конкурсы имени Тамары Чобану, Алексея Стырчи. Вот, например, есть у нас музыкант-самородок Николай Ботгросс, играет фольклор на скрипке. Не знает нот, но виртуоз. Конечно, меня заботит, как обстоит дело с классической музыкой. Увы, здесь клубок проблем. Не хватает педагогов в консерватории. У вокалистов нет возможности ездить на конкурсы – нет денег, а спонсоров мало интересует высокая культура. Да и оперный театр у нас только один, сейчас, кстати, уезжает в Англию на долгие гастроли, чтобы что-то заработать – зарплаты в театре маленькие.

Но Ваш фестиваль «Приглашает Мария Биешу» стал одним из самых крупных событий культурной жизни Кишинева.

Я много раз участвовала в фестивале «Ирина Архипова приглашает». Великая певица позвала меня спеть «Реквием» Верди в Уфу, когда там произошла железнодорожная катастрофа. А я приглашаю к нам мировых звезд оперы и балета, чтобы публика познакомилась с певцами. Дирижерами, танцовщиками. В сентябре будет уже 15-й фестиваль. Я вижу, что люди ждут его, как Пасху или Рождество. Мне кажется, что высокое искусство делает людей лучше, добрее. Вот и в этом году на фестиваль приедут артисты из Америки, Польши, Венгрии, России, Греции, Белоруссии.

А омский фестиваль «Панорама музыкальных театров России» Вам понравился?

Очень У вас совершенно нет ощущения провинции. Все организовано замечательно, и публика в Омске великолепная.

Вы часто гастролируете?

Недавно был сольный концерт в Московском Доме ученых с тенором Давидом Гвинианидзе, который организовал Фонд «Кумиры мира». Во время Дней молдавской культуры выступала с камерным оркестром в Центре Спивакова. Вот в Омск приехала.

Мария Лукьяновна, позвольте спросить о Вашей семье?..

У меня большая семья. Три сестры, два взрослых племянника – летчик и полицейский – и трое маленьких племянников. Средняя сестра живет в родной деревне Волонтировке и смотрит за отчим домом, у нее большое хозяйство: овцы, козы, куры. А я очень люблю свой дом в Кишиневе. И у меня мама жива, ей 93 года…