«Четверг», 22 июня 2006
16 июня омские поклонники современного танца смогли наконец познакомиться с творчеством одной из самых экстравагантных трупп – екатеринбургским «Эксцентрик-балетом Сергея Смирнова». На первую «Панораму» коллектив привез прошлогодний «золотомасочный» данс-спектакль «Тряпичный угол» и премьеру нынешнего сезона – «Выше неба». Посмотреть на хореографический модерн собрался полный зал. Слегка пустовал лишь шестой, «виповский» ряд, что, впрочем, легко объяснялось: в Омск как раз прибыла Галина Вишневская, и все «главные силы» были брошены на встречу с ней…
Обладатель Гран-при конкурса «Утренняя звезда» и Всероссийского фестиваля современного танца «Лиса» «Эксцентрик-балет Сергея Смирнова» стал широко известен театральной России в 2002-м, когда за постановку спектакля «Голос» удостоился «Золотой маски». Спустя год труппа покорила Международный фестиваль в Витебске, а в 2005-м жюри «Золотой маски» вновь не оставил равнодушным чудный и стильный «Тряпичный угол». Тронул необычный и пронзительный спектакль и сердца искушенной омской публики.
В течение каких-то двадцати минут перед зрителем разворачивается целая «история жизни» захламленного ненужными вещами интимного уголка. Под хрупкую игрушечную музыку в нем оживают забавные и нелепые человечки в лоскутных рубашках и платьях, созданных, кстати, по эскизам все того же Сергея Смирнова. Их игрушечная жизнь с маленькими смешными любовями, разлуками, надеждами и трагедиями точно вынута из сказочной шкатулки. Словно по мановению чьей-то невидимой руки человечки плачут, смеются, дурачатся и в конце концов, измученные, затихают в своем укромном «тряпичном» уголке.
«Приступая к постановке «Тряпичного угла», - рассказывает Сергей Смирнов, - я, словно Моисей, водил артистов по дорогам своих скитаний-импровизаций. Сначала было название «И тогда придет Святой Валентин» - и это была одна музыка. Потом придумалось совсем иное – «Тане. Коммуна. Ru» - было желание похулиганить, но и оно прошло. В результате из двух умирающих идей родилась новая, и данс-анекдот с мыльными пузырями и машинками на веревочках превратился в трагикомическую притчу. «Тряпичный угол» - мое сегодняшнее мироощущение. Никогда я не был привязан к городу – по своей сути я больше провинциал. Мне кажется, что город создан для того, чтобы люди в конце концов поняли – из него нужно уехать, чтобы найти свой «тряпичный угол» взамен холодного безразличного бетона. Мы забыли, кто мы и откуда. А ведь чтобы вернуться, иногда лишь достаточно залезть на чердак и найти истину в пожелтевших страницах старинного журнала, куче отжившего тряпья и запыленных от времени детских игрушек…»
«Эксцентрик-балет» был создан в 1995-м на базе Екатеринбургского училища культуры и искусства. Причем труппа, состоящая из выпускников местного, а также челябинского и новосибирского «культурных» учебных заведений, с самого начала позиционировала себя как коллектив с авторской хореографией Сергея Смирнова.
Созданные один за другим яркие и оригинальные спектакли «Сладкое утро», «За дверью», «Маленькие истории, рассказанные друг другу», заставили многих известных хореографов в один голос утверждать, что этот коллектив представляет собой «единый организм» и «пластичный конгломерат». Что «Эксцентрики» не просто экспрессивны, не просто чувственны. У них умные тела. И редкая в нашем современном танце заразительность».
Получасовой данс-спектакль «Выше неба», премьера которого состоялась в Екатеринбурге чуть больше месяца назад, по словам его создателя, «возможно, отберется на следующую «Золотую маску». «Выше неба» принципиально не похоже на «Тряпичный угол». Если в первой постановке Смирнов любуется маленьким и миленьким мирком тряпичных человечков, то во втором – воссоздает неуютное и холодное урбанизированное пространство. Как пошутил сам хореограф, «после сладкого солененького захотелось». А если серьезно, то Смирнов говорит, что еще в детстве, поверив Чуку и Геку и начитавшись Марка Твена, он надел розовые очки из нержавеющей стали. И с тех пор упорно пытался найти «это донкихотовское состояние – ВЫШЕ НЕБА»!