Его величество хор. Омский театр показал зрителям всю широту русской души

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. АиФ в Омске № 9 02/03/2022, 05.03.2022 09:24
Автор Валерия Загорская

Не только музыка - и пластика, и мимика. Обычно музыкальные программы в театрах делают для солистов. Но в омском музыкальном театре помимо солистов есть великолепный, многогранный артист - хор. Именно он даёт спектаклям то, что не сможет ни один певец, - полифонию.

Главный в доме
В новой программе «Русская душа» из цикла «Зазеркалье» коллектив хора Омского музыкального театра представил широкую палитру народной жизни, истории и эмоций - от народной трагедии к народному юмору. И всё это сквозь призму русской оперной классики.

«Хор нельзя недооценивать. Его многоголосье создаёт единый, полноценный образ звучанием, пластикой и мимикой. Это отличительная черта хора музыкального театра», - сказала в приветственном слове музыковед, кандидат искусствоведения Елена Комарова. Концерт открыл финальный хор «Славься!» из оперы Глинки «Иван Сусанин». По словам музыковеда, хор в творчестве русских композиторов всего за одно столетие - XIX век - проделал огромный путь от исполнителя гимнов, от единой монолитной массы к настоящему персонифицированному герою, к воплощению народной истории.

В XIX веке русская музыка, в том числе хоровое пение, пережила пору могучего расцвета, став одной из ведущих культур, определившей дальнейшее развитие всей европейской музыки. В чём причина этого феномена?

Феномен русского многоголосья
Артисты хора театра представили зрителям живое воплощение высот многоголосного звучания, драматургическую силу хора, мастерство в передаче русского национального характера и техники пения.

Как говорит Елена Комарова, не во всех культурах хоровое пение является главным. А у русских - именно так. В любой деревушке вам скажут, что красиво петь - это петь на разные голоса.

Омский народный хор лёгко перевоплощается в новые образы. «Для русских композиторов в хоровых номерах и сценах предоставлялась возможность воплощения русского народа «как великой личности, одушёвленной единою идеей». У Мусоргского, Чайковского, Бородина, Римского-Корсакова страницы хоровой музыки являли зрителю судьбу народную с бедами и радостями, верованиями и праздниками. Эти композиторы подняли значение оперного хора на недосягаемую высоту, сделав народ одним из главных действующих лиц, выполняющих заметную роль в развитии драматического действия», - отметила Елена Комарова.

Композитор Глинка одним из первых начал обрабатывать народные музыкальные темы и мотивы. Эта работа была подхвачена Римским-Корсаковым и другими маэстро.

Перед глазами зрителей хор предстал в разных образах: от языческого хоровода из оперы «Снегурочка» до помещичьего хора из «Евгения Онегина». В первом случае народный хоровод - это зов к силам природы, в последнем - настоящая народная жизнь в усадьбе Лариных. К слову, Римский-Корсаков писал, что его сначала не заинтересовала сказка Островского «Снегурочка», а потом он увлёкся прикосновением к древнерусскому обычаю и языческому пантеизму.

И в ХХ веке народная песня в творчестве композиторов продолжает быть актуальной. «К 300-летию Омска в 2016 году омский музыкальный представил премьеру оперы композитора Андрея Семёнова «Омский пленник» по мотивам поэмы Леонида Мартынова. Она об азиатском мальчике, оказавшемся в плену в Омске и учившемся в школе толмачей, - рассказала музыковед. - Однажды ему в руки попала книга «Кавказский пленник» Пушкина, и мальчик увлёкся не просто русским языком, а русской поэзией и русской душой, которая мастерски раскрывалась Александром Пушкиным. Маленький герой решил стать не военным переводчиком, а перелагать русскую поэзию на свой язык. Но при чём здесь хор? Однако именно хор погружает зрителей в прекрасные виды Омска середины XIX века, а именно берега Иртыша».

Слышали, как звучат частушки в хоровом исполнении? Это весело и незабываемо. Именно так звучит хор колхозниц и механизаторов в опере «Не только любовь» Родиона Щедрина. Композитор раскрыл красоту и разнообразие частушки, хотя считалось, что жанр изжил себя и стал неинтересен. Женский и мужской хоры не просто перебрасываются частушками, а выстраивают сцену из жизни деревенской советской глубинки.
Завершили концерт «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина. Пожалуй, это одно из самых драматических воплощений народной жизни. С Бородиным связана особая черта русского народа: мы уважаем чужую культуру, умеем ею восхищаться, видеть особую красоту. «Половецкие пляски» удивительные по своей красоте и дикости, особой степной поэзии жизни половцев. Опять же, причём здесь хор и русская душа? Самая известная сцена плясок - хор полонянок, русских девушек, угнанных половцами в плен. Зрители не просто услышали эту дикую и яростную красоту жизни степняков, но и увидели отличную актёрскую игру.

12+

Источник: https://omsk.aif.ru/culture/ego_velichestvo_hor_omskiy_teatr_pokazal_zri...