50 лет «Василию Тёркину»

Полвека назад в Омске состоялась премьера спектакля «Василий Тёркин». До сих пор 3 декабря в театральной летописи остается особой датой. Именно в этот день зрители увидели одну из самых знаковых и долгожданных постановок Омского театра музыкальной комедии. Об этой оперетте, написанной композитором Анатолием Новиковым, мечтали несколько лет!

Ещё в середине 1960-х годов главный режиссёр Омской музкомедии Виктор Лавров задумал создать музыкальный спектакль о простом неунывающем солдате и начал разработку сценария с авторами будущей оперетты. После одобрения замысла спектакля автором литературной основы – поэтом Александром Твардовским (что, кстати, оказалось не очень простым делом), режиссёрское решение быстро обрело законченный вид и позволило, наконец, приступить к репетициям. Но… Преждевременный трагический уход Виктора Лаврова нарушил все планы. И только после возвращения в театр на пост главного режиссёра Арнольда Павермана постановка была осуществлена.

На многие годы «Тёркин» стал одним из самых любимых спектаклей в репертуаре театра, выдержав огромное количество показов – не 100, даже не 200, а более 300! К двум юбилейным представлениям оперетты авторы П. Градов и А. Новиков высылали в Омск телеграммы с тёплыми словами. Первая – от 23 февраля 1975 года:

«Теркин сто пятидесятый жив на радость людям,
Где родился он когда-то, мы не позабудем.
Дорогие омичи, вас поздравить рады
Сердцем ваши москвичи – Новиков и Градов
».

Вторая телеграмма датируется 17 февраля 1978 года:
«Всегда нам Тёркин близким был,
Когда-то был один всего,
И вам стал, видно, тоже близким,
Теперь, подумать  только, - ДВЕСТИ!
Ведь в славном Омске получил
И мы, приветствуя его,
Он постоянную прописку.
Душой, как прежде, с вами вместе!
»

После омской премьеры оперетту «Василий Тёркин» ждало триумфальное шествие по городам страны. Сначала в 1972 году гастроли в Москву и показ спектакля по Центральному телевидению, затем премьеры в разных городах – Екатеринбурге, Иваново, Сыктывкаре, Новосибирске, Оренбурге, Хабаровске и другим. В Омске же в 1985 году, вскоре после переезда театра в новое здание спектакль обрёл на сцене Музыкального свою вторую постановку.

Роль главного героя спектакля – Василия Тёркина стала звёздной в биографии народного артиста РСФСР Георгия Котова. За неё он получил сначала звание лауреата премии Омского комсомола, а затем и заслуженного артиста РСФСР. И самое главное – он получил всенародную любовь зрителей, став первым «музыкальным» Тёркиным в СССР. Главную оценку игре актёра поставил сам автор оперетты – композитор А. Новиков. На титульном листе вышедшего в 1978 году из печати новенького клавира, присланного в подарок лично омскому артисту, композитор написал: «Георгию Котову – первому и самому лучшему «Тёркину», выдержавшему 200 спектаклей (!), тонкому душевному актёру «Божьей милостью», настоящему таланту с большой благодарностью от автора и с пожеланием «светить всегда, светить везде» и в Омске – тоже. Анатолий Новиков. 16 /III. 78».

В день полувекового юбилея оперетты предлагаем фрагменты из книги «Омский Музыкальный: рождение традиций», рассказывающие о некоторых драматургических особенностях спектакля и его премьерном показе на омской сцене. 

«…Пожалуй, ещё ни одна постановка театра за все годы его существования не привлекала к себе такого пристального внимания и не имела столь длинного репетиционно-подготовительного периода. Спектакля с таким обилием драматургической и композиционной новизны, а отсюда и большой сложности, в театре ещё не было. Выбор темы – о войне и народном герое, солдате Тёркине из известной поэмы Александра Твардовского, – демонстрировал, на первый взгляд, явную несовместимость с жанром оперетты, а потому вызывал некоторое удивление. И дело тут не в содержании, а в особом способе подачи материала. Средствами сюжетного повествования событий драматической пьесы театр уже неоднократно рассказывал зрителям о войне, но языком поэмы в стихах, где, практически, один герой повествует обо всём увиденном и пережитом, – такого ещё не было. <…>

И вот 3 декабря 1971 года состоялась премьера спектакля «Василий Тёркин», которому авторы дали необычное жанровое определение – оперетта-песня. Уже первое представление нового произведения получило большой резонанс в стране, а для города оно и вовсе стало огромным культурным событием. На премьеру в Омск из авторов смог приехать, к сожалению, только драматург Пётр Градов. Александр Твардовский был тогда уже болен, а композитор Анатолий Новиков по ряду причин быть не смог. 

О том, как прошла премьера, сохранились очень эмоциональные вспоминания исполнителя главной роли Тёркина Георгия Котова, опубликованные в статье к 100-летнему юбилею А. Твардовского: 

«Премьеру выпустили в декабре 1971 года, в 30-летний юбилей разгрома фашистов под Москвой. Как сейчас помню: в зале аншлаг, очень много ветеранов было, они пришли на спектакль с орденами, при всём параде. После финальной песни «Нам дороги эти позабыть нельзя!» зрители не отпускали нас со сцены двадцать семь минут. Такого успеха я не помню. После спектакля меня пригласили на сцену, выхожу – а там ветераны собрались. Они подошли ко мне, обняли… Вот и наревелся я тогда. Сейчас вспоминаю об этом, и опять комок к горлу подходит. После премьеры мы все подписали афишу, даже рабочие всех цехов, с пожеланиями для Александра Трифоновича. Пётр Градов, который был у нас на премьере, отвёз ему в больницу и рассказал об успехе. Твардовский был тогда тяжело болен, уже не вставал с постели, после новости он улыбнулся и прослезился» /Н. Евдокимова. «Георгий Котов: «На премьере «Тёркина» наревелись все!»/. Действительно, увидеть спектакль Твардовский, к сожалению, уже не успел, через две недели, 18 декабря 1971 года, его не стало. Однако по воспоминаниям другого ветерана театра заслуженного артиста РФ Георгия Салеидзе, поэт всё же успел выслать коллективу поздравление с премьерой. Композитор оперетты Анатолий Новиков впервые смог услышать своё детище спустя полгода, в июле 1972 года в Рязани, куда театр приехал на гастроли. <…>

Цельности и реалистичности восприятия произведения в немалой степени способствовала работа всех постановщиков во главе с А. Паверманом. Огромный труд вложили в воссоздание партитуры оперетты дирижёр В. Витковский и хормейстер Т. Боброва. Очень точно найден приглашённым на постановку из Ленинграда художником, заслуженным деятелем искусств РСФСР А. Шелковниковым главный зрительный «лейтобраз» спектакля – сломанный ствол берёзки, символизирующий Родину и оживающий в последнем действии как хореографическая композиция «танцующих берёзок» (балетмейстер В. Тулупова). <…>

Одним из наиболее обстоятельных и детальных осмыслений спектакля стала статья М. Игнатьевой «О славе солдатской», опубликованная в центральной газете «Советская культура» одной из первых в стране – 15 февраля 1972 года. «Первая реакция почти у всех одинаковая: «Теркин – в оперетте? Ну, знаете!…». <…> Таков главный вопрос статьи, на который автор постепенно, анализируя спектакль, сама же дала в заключение следующий ответ: «На сцене – Твардовский в подлиннике, настоящий, живой Тёркин, словно адрес оперетты был заранее «запрограммирован» в поэме для этого героя». <…> «Ощущение цельности замысла, единомыслие авторов произведения и спектакля – главное, что характеризует «Василия Теркина» на омской сцене».         

По материалам ведущего специалиста по истории театра

и музейной деятельности Ирины Никеевой