Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. АиФ в Омске № 24 16/06/2021
Автор Валерия Загорская
Балет «Идиот» (12+) является жемчужиной репертуара Омского музыкального театра. Премьера спектакля состоялась в 2015 году. Балет по одноимённому роману Фёдора Достоевского сразу и навсегда полюбился зрителям и уже шестой год подряд собирает полные залы.
Так сошлись звёзды
Идея танцевать классическое литературное произведение не нова, и роман Достоевского «Идиот» в этом плане ничуть не уступает поэмам Пушкина или Лермонтова. Образы князя Мышкина, Настасьи Филипповны, Аглаи, Парфена Рогожина настолько многогранны, что становятся настоящим вызовом для балетмейстера Надежды Калининой и художника Сергея Новикова.
Балет «Идиот» на музыку Чайковского просто не мог не появиться на омской сцене - так сошлись звёзды. Как рассказала Надежда Станиславовна, этот спектакль ей предложил поставить Борис Ротберг, на тот момент директор омского музыкального театра. 2015-й был юбилейным годом композитора Чайковского, а Достоевский имеет непосредственное отношение к Омску.
«Разрабатывали балет мы с Сергеем Новиковым и Дарьей Моздалевской недолго. Самое сложное было разработать сценарный план, отсечь некоторых героев романа, так как невозможно объять всех персонажей в балете, необходимо было оставить самых важных, фундаментальных, - поделилась Надежда Калинина. - Поэтому мне безумно трудно было отказаться от образа Гани, но пришлось это сделать... Его некоторые черты порой несёт в себе мужской кордебалет».
В центре повествования любовный многоугольник: князь Мышкин - Аглая - Настасья Филипповна - Парфен Рогожин.
Буря внутри
«Князь Мышкин возвращается в Петербург из Швейцарии, где он проходил курс лечения от «нервной болезни». Возвращение к реальной жизни даётся ему непросто... Страдание, нищета и смерть - вот с чем он сталкивается на улицах города. В водовороте новой жизни две фигуры потрясают воображение князя - страстная, порывистая Настасья Филипповна и бесконечно влюблённый в неё Парфён Рогожин…». Так начинается либретто балета, и это только вершина айсберга нешуточных страстей, терзающих главных героев. Перед глазами зрителей разворачивается эпическая битва всех со всеми и каждого с самим собой.
Впервые в программе «Золотой маски» в Омске был представлен балет.
Балет полон символов. Так, Настасья Филипповна на одной из вечеринок оказывается сидящей на карточном столе, ведь она - ставка в игре толстосумов, а звон свадебных колоколов перебивает карканье ворон… По словам балетмейстера, это была её первая работа с такими сложными психологическими нюансами, но необходимо было передать многогранность характеров, созданных Достоевским, поэтому эмоционально спектакль стал настоящим испытанием для артистов.
«Здесь не получается просто потанцевать - каждый жест, каждый взгляд, каждый поворот головы должен быть оправдан и понят как актёрами, так и зрителями», - пояснила Надежда Калинина.
Как рассказал исполнитель партии князя Мышкина заслуженный деятель культуры Омской области, лауреат премии губернатора Омской области Андрей Матвиенко, его князь Мышкин не сумасшедший, он отрешённый, пытается найти в каждом человеке что-то доброе и хорошее, увидеть красоту души. Князь старается не замечать зла ни в ком, и нервные припадки героя не что иное, как боль души, страдание по несовершенству мира.
«Для меня было сложно работать над образом Мышкина. Обычно я играл героев, принцев. Партия князя эмоционально насыщенна и трагична, причём эмоциональная буря бушует внутри персонажа, почти не выплёскиваясь наружу», - рассказал артист.
Парфён Рогожин на первый взгляд полная противоположность князю Мышкину. Двоих мужчин объединяет только одно - любовь к Настасье Филипповне. «Рогожин раздираем страстями, но также в нём есть светлое и чистое, иначе бы он не нашёл в князе Мышкине родственную душу. Рогожин грешит и страдает от этого», - сказал сыгравший Парфёна Рогожина лауреат премии губернатора Омской области Валентин Царьков.
Кто же такая Настасья Филипповна? «Моя героиня - роковая женщина, но она же и глубоко несчастное существо. Она содержанка, вещь, приз, переходящий из рук в руки, и одновременно олицетворение Любви, Понимания и Всепрощения. Настасья Филипповна видит в князе Мышкине беззащитного, невинного ребёнка, но себя она считает недостаточно чистой, чтобы быть с князем. Её удел - Парфён Рогожин с его страстями и внутренними демонами», - поделилась мыслями о своей героине лауреат премии губернатора Омской области, а также всероссийских и международных конкурсов балерина Нина Маляренко.
Персонажи произведения Достоевского сложные и неоднозначные. Удалось ли показать их многогранность?
«Не мне судить, удалось или нет... Но и я, и исполнители главных партий сделали всё возможное, чтобы это произошло, - сказала балетмейстер Надежда Калинина. - Как постановка самого балета, так и каждое его исполнение забирают очень много сил физических и эмоциональных. Я помню моменты полного отчаяния, когда не понимала, на какую музыку лучше поставить тот или иной фрагмент, мною задуманный, или, наоборот, как режиссёрски выстроить сцену на эту гениальную музыку. Процесс был очень непростым, но безумно интересным».
«Мы шесть лет играем этот спектакль и каждый раз проживаем накал страстей как в первый раз, просто на разрыв аорты - по-другому не получается», - резюмировал Валентин Царьков. Роман Достоевского иначе не станцевать.
Источник: https://omsk.aif.ru/culture/culture_theatre/na_razryv_aorty_kak_stanceva...