Омский театр ведёт свою историю с 1946 года, когда распоряжением Совета Народных Комиссаров РСФСР было принято решение об организации в городе областного Театра музыкальной комедии. Творческий костяк нового учреждения культуры составила группа актёров оперетты из Сталинграда, которая работала в городе в годы Великой Отечественной войны. В первый состав нового театрального коллектива вошли также некоторые руководители творческих цехов Сталинградской театра: директор А. Егинтов, художественный руководитель нар. артист Тадж.ССР, засл. артист Узб.ССР Л. Ицков, главный дирижёр Д. Палей, художник Б. Марин. На должность главного режиссёра был назначен А. Орлов, балетный цех возглавила ведущая солистка Ленинградского Малого оперного театра Н. Калашникова, а для работы с хором приглашена педагог Омского музыкального техникума Е. Калугина. Создание театра в тяжёлые послевоенные годы было делом непростым. Требовалось создать единый творческий коллектив из съехавшихся из разных городов актёров, провести реконструкцию старого здания городского Общественного собрания, расположенного на ул. Республики, 3 (ныне ул. Ленина), и обеспечить его материально-техническую базу.
24 мая 1947 года торжественное открытие театра состоялось. Зрителям была показана музыкальная пьеса советского композитора Р. Хейфа «Яблоко любви» по пьесе И. Луковского, посвящённой историческим событиям борьбы русского флота во главе с адмиралом Ф. Ушаковым. После освоения в 1948 году популярного зарубежного репертуара (произведения И. Кальмана, Ф. Легара, Ф. Эрве, И. Штрауса) молодой театр, следуя контексту того времени, активно включился в процесс утверждения на театральной сцене жанра советской оперетты. На сцене прозвучали тогда многие произведения современных композиторов, причём часто, совсем не апробированные временем. Среди них – В. Ильин «Счастливый рейс» (1949), А. Живцов «Ясный сокол» (1949), А. Школьник «Солнечный дом» (1949), А. Лепин «Лучший день её жизни» (1950), С. Кац «Я вам пишу» (1953), Б. Аветисов «Чужой ребёнок» (1955), Ю. Милютин «Фонари-фонарики» (1958) и другие. Опора на творчество именно отечественных авторов стала с тех пор характерной чертой репертуарной политики Омского театра на долгие годы.
За 35 лет его деятельности в статусе музкомедии были поставлены многие произведения известных композиторов – Б. Александрова, И. Дунаевского, Ю. Милютина, А. Рябова, К. Листова, В. Соловьёва-Седого, Н. Богословского, О. Фельцмана, В. Баснера, ставшие классикой советской оперетты. Театр нередко получал и почётное право «первой постановки» новых сочинений «лёгкого» жанра, сотрудничая с авторами, которые в большинстве случаев приезжали в Омск на свои постановки. Так, омская сцена была свидетелем успеха выпуска премьерных произведений таких композиторов как Д. Кабалевский («Весенний вальс», 1957), Н. Минх («Ошибка Наташи», 1962 и «Таинственная незнакомка», 1969), Е. Родыгин («Рассвет над Иртышом», 1960 и «Счастье трудных дорог», 1963), Ф. Мартынов («На крыльях мечты», 1966), Л. Лядова («Сказка про Ерёму, Данилу и Нечистую силу», 1975), В. Дмитриев («Левша», 1974), Г. Гоберник («Интервенция», 1977), А. Новиков («Особое задание», 1965 и «Василий Тёркин», 1971). Именно оперетта-песня «Василий Тёркин» стала, пожалуй, самой яркой постановкой тех лет. Новый патриотический спектакль посмотрели тогда, наверное, не только все омичи города и сельчане многих районов Омской области, а также жители разных городов страны, включая Москву, где в 1972 году в период гастролей театра «Василия Тёркина» транслировали по Центральному телевидению.
Неоднократно за свои постановки коллектив Омского театра получал высокие призовые места на различных всесоюзных и всероссийских смотрах и фестивалях. Стабильные творческие успехи способствовали широкому общественному признанию, а направленность репертуара на освоение отечественного наследия дала право театру уже к концу 1960-х гг. называться «лабораторией советской оперетты». Тогда же значительно расширился и жанровый диапазон репертуара: в 1967 году была выпущена опера-сказка «Красная шапочка» М. Раухвергера, а с 1968 – начались постановки балетных спектаклей: «Снежная королева», «Мгновения» (1974), «Малыш и Карлсон» Ю. Тер-Осипова (1979). С тех пор главной мечтой руководства и всего коллектива стал вопрос о переходе театра в статус синтетического Музыкального.
Особый вклад в становление и развитие Омского музкомедии внесли директора М. Снегов и засл. работник культуры РСФСР А. Хитёв, заместитель директора А. Цукерман, главные режиссёры Л. Ротбаум, засл. деятель иск. РСФСР А. Паверман, засл. артист РСФСР В. Лавров, главные дирижёры Л. Балло, Б. Венцковский, А. Волков, В. Витковский, главный балетмейстер засл. деятель иск. РСФСР В. Тулупова, художники засл. деятель иск. РСФСР М. Логвинова, В. Марин, хормейстер Т. Поспелова (Боброва).
Яркие разнохарактерные образы в спектаклях классической и современной оперетты создавали на сцене театра засл. артисты РСФСР Е. Дёмина, В. Володин, А. Липатов, Г. Климов, актёры В. Раутбарт, В. Андреев, В. Кленерт, Н. Масюков, И. Попова, И. Ливанова, Т. Золотарёва, З. Ткачёва, Е. Ленинг, Н. Бембель, Ю. Дмитриев, Г. Селюков, Ю. Суханов, солисты балета Н. Ротовицкая, Е. Мартэн, Л. Калашникова, В. Загумённая, А. Гиржев, П. Шадрин, Д. Ращупкин, П. Юшкевич и многие другие. С Омской музкомедии начинали свой творческий путь и актёры, ставшие впоследствии легендами Музыкального театра, – засл. артисты РСФСР Н. Блохина, М. Лаврова, Г. Котов, артисты С. Хворостяной, И. Варнавин, Б. Шевченко, М. Багаев, В. Ошкуков, О. Бржезинская, Т. Луцак, А. и Н. Мотовиловы, солисты балета С. Маслак, Г. Коробейников, Е. Шихова, В. и Т. Тзапташвили…