"Вечерний Омск" от 18.02.2021
Автор: Татьяна Попова
Фото: Владимир Казионов
Мюзикл "Попрыгунья" хотят посвятить героизму медиков.
Главный режиссер Музыкального театра Александр Лебедев перенес тяжелую форму ковида. Сейчас он готовит постановку, которую называет “гимном врачебному подвигу”.
“Умереть было бы преступлением”
В Музыкальном театре готовится к премьере мюзикл А. Конопелько “Попрыгунья” по одноименному рассказу А.П. Чехова. Ставит главный режиссер театра Александр Лебедев. На “Культурном завтраке” с прессой в ресторане “Где же кролик” режиссер признался, что в мюзикле, который разрушает стереотипы об этом жанре, будет обязательно сделан акцент на героизме медиков, спасающих человеческие жизни.
Питерский режиссер: "Я восхищаюсь омскими врачами"
– Раньше это произведение было в школьной программе, теперь во внеклассном чтении. Но в любом случае сюжет “Попрыгуньи” знаком большинству из нас, – рассказывает режиссер. – Дымова убивает врачебный подвиг – и сегодня это действительно актуально. Он гений, учёный, которому предлагают кафедру, но он сталкивается с больным мальчиком и с выбором: либо мальчик умрёт, либо ему с помощью трубочки нужно отсосать дифтеритные плёнки, что рискованно. И он выбирает спасение жизни. Этот спектакль – гимн подвигу врачей. Такой акцент в нем обязательно будет.
Питерский режиссер: "Я восхищаюсь омскими врачами"
Александр Лебедев сам переболел коронавирусом, и переболел тяжело: 75% поражения легких, последствия от болезни сказываются до сих пор. Лебедев, по его собственному признанию, впервые в жизни лежал в больнице (если не считать стационара офтальмологии в далеком четырехлетнем возрасте). Там он провел две недели, затем еще неделя реабилитации и физиопроцедуры. Спасали режиссера омские врачи.
– Я восхищён омскими врачами – настолько заботливые люди. И ты окружён таким вниманием, что умереть было бы преступлением, – признался режиссер.
Вовремя осознать
Спектакль не только о героизме и важности врачебной профессии. Главной идеей постановщик называет тему утраты и осознания того, что ее можно было избежать. Мюзикл не переписывает Чехова: в одной из композиций текст песни даже слово в слово повторяет монолог из рассказа. Однако мюзикл менее драматичен, чем произведение классика.
– Для нас не является краеугольным моментом вопрос, виновата Ольга Ивановна или нет. Мы сглаживаем атаку Чехова на главную героиню: у писателя все гораздо жёстче, чем у нас. У него героиня не осознала ничего, упустила очередного гения, вся комната кричит: “прозевала, прозевала!” Мы же хотим, чтоб зритель пришёл к тому, что можно вовремя осознать происходящее. Осознать, что можно ещё что-то сделать, чтобы избежать ненужных утрат. Будьте рядом с близкими. Ольга Ивановна не плохая – она такая, какая есть, и её любит Дымов.
Конфликт двух миров
Идея обратиться к этому материалу возникла у режиссера еще до перенесенной болезни. Причиной послужила рекомендация федерального Минкульта ставить спектакли по возможности без массовых сцен. И тогда Александр Лебедев вспомнил об успешном опыте 17-летней давности: тогда он вместе с художником Ольгой Нутельс поставил в ростовском театре “Попрыгунью”. Спектакль на шесть артистов пользовался успехом у публики и шел около десяти лет.
Питерский режиссер: "Я восхищаюсь омскими врачами"
– Сейчас второй шанс для этого спектакля, потому что в Ростове мы ставили на малой сцене, а в Омске перебрались на большую. Это здорово, потому что какие-то моменты можно уточнить, – рассказывает художник-постановщик Ольга Нутельс, приглашенная к работе и над омским спектаклем. – Мне нравится, что спектакль появляется именно сейчас, во время пандемии, потому что тема очень актуальная – тема и утраты, и смысла ухода, и вопроса о том, не стали ли мы жестокосердными. Я художник, мне близка порывистость натуры “попрыгуньи”. Очень важно каждому зрителю найти внутри себя и Ольгу Ивановну, и Дымова. У нас у каждого есть и жизнь в мечтах, и элемент жертвенности или любви неразделенной.
Художник объяснила, что, несмотря на возвращение постановщиков к ранее поставленному спектаклю, декорации и костюмы в постановке Омского музыкального будут другими: за основу берется та же самая идея, но воплощаться она будет по-иному, эскизы сделаны другие.
Питерский режиссер: "Я восхищаюсь омскими врачами"Питерский режиссер: "Я восхищаюсь омскими врачами"
– В этом произведении мы увидели конфликт двух миров: мир реальной жизни, которую олицетворяет доктор Дымов, и мир иллюзий, нарисованный, придуманный, который чрезмерно важен для Ольги Ивановны, – рассказал Александр Лебедев. – Конфликт этих двух миров важен для “Попрыгуньи”. Поэтому декор сцены состоит из настоящих железных ширм – мир Дымова – и рисунков, которые Ольга Ивановна как бы нарисовала. Еще один концептуальный момент: Дымов в нашем мюзикле не поет. Вообще. Вся вокальная сторона – принадлежность богемного мира Ольги Ивановны.
Премьера спектакля запланирована на 27 февраля.
Источник: https://omskgazzeta.ru/rubrika/kultura/piterskij-rezhisser-ja-voshishhaj...