28 ноября исполняется ровно 70 лет со дня постановки оперетты «Трембита» Юрия Милютина. Выпуск этого спектакля на сцене Омской музыкальной комедии стал восьмым по счету в 1950 году и открыл четвертый сезон театра.
Интересно, что тот творческий сезон оказался довольно необычным – впервые в репертуар не включили ни одну классическую постановку. Все последующие спектакли представляли собой исключительно жанр «советской оперетты», которая в то время должна была, в соответствии с постановлениями, окончательно вытеснить зарубежную.
Тема спектакля «Трембита», неактуальная сегодня, тогда была в числе самых распространённых и типичных. Показ великой дружбы народов многонациональной страны привлекал авторов для создания произведений в разных видах искусств. Доказательств тому множество, в том числе и фильм «Трембита», снятый в 1968 году на основе одноимённой музыкальной комедии Юрия Милютина (режиссёр Олег Николаевский).
Какую оценку получила «Трембита» в прессе тех лет и для какой супружеской пары актёров-участников постановки она стала особо памятным спектаклем, можно узнать из исторических материалов о театре. Из книги Ирины Никеевой «Омский музыкальный: рождение традиций»:
«…музыкальная комедия «Трембита» (пьеса В. Масса, М. Червинского), созданная советским композитором Юрием Милютиным в послевоенный период, в том же 1949 году была впервые показана зрителям в Московском театре оперетты. Омская «Трембита» получила путёвку в жизнь 28 ноября 1950 года, через три недели после Ленинградской премьеры. «Перед нами интересный комедийный спектакль, брызжущий неподкупным весельем, бодростью и, одновременно решающий интересную, по-настоящему актуальную тему» (Н. Почивалин «Трембита»//«Омская правда», 24 декабря 1950). В удачном раскрытии темы великой дружбы украинского и русского народов – «одна из серьёзных заслуг постановщика спектакля Л.А. Лазарева и всего коллектива театра» (там же). Огромную работу над постановкой вместе с режиссёром провели дирижёр А. Волков и художник В. Марин. Спектакль насыщен комедийными эпизодами, а также яркими массовыми песенно-танцевальными сценами, показывающими быт и культуру украинского народа.
Постановочным дебютом стала «Трембита» для солистки балета Валентины Тулуповой*, которой впервые доверили создать хореографическое оформление спектакля после увольнения балетмейстера Павла Фесенко, а вскоре и назначенного на его место Михаила Седова. В лице В. Тулуповой театр, наконец-то обрёл «своего», верного театру балетмейстера, «болеющего» за развитие профессионального хореографического искусства в Омске. Назначенная на должность постановщика 16 ноября, Валентина Яковлевна сумела за предельно короткий срок – 12 дней (!) – придумать в «Трембите» интересные танцевальные номера.
В спектакле, в целом получившем высокую оценку критика Н. Почивалина, особых (выделенных в тексте) похвал удостоены яркие актёрские работы – В. Фразе (старшина Алексей Сомов), Е. Дёминой (Василина), Н. Блохиной (Олеся), П. Житкова (старик Анастас Кощуба), А. Алмазовой (Парася Никаноровна), В. Володина (Богдан Сусик). «Умело ведёт роль сельского богача, лицемера и доносчика Филимона Шика и актёр Бархаш**». Работавший в Омском театре с его открытия, он считался одним из самых опытных солистов театра, особо ярко исполнявших характерные роли.
«Трембита» надолго стала одним из лучших спектаклей в репертуаре театра, а все участники получили персональную благодарность от дирекции».
*Тулупова Валентина Яковлевна (1914 – 2003) <…> Уже через три месяца после удачи в «Трембите» В. Тулупову утвердили главным балетмейстером театра. Проявив в своих последующих работах постановочный талант, творческую фантазию и настоящее мастерство сложного хореографического мышления, она стала легендарным и бессменным руководителем балета Омского театра на 30 с лишним лет. Удостоена почётного звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР», «Почётный гражданин г. Омска» и «Легенда омской сцены».
**Бархаш Пётр Самойлович (1906 – 1963) <…> Был солистом в Хабаровском и Сталинградском театрах, исполняя ведущие теноровые партии в классических опереттах. Когда началась война, добровольцем ушёл на фронт и только в 1944 году после освобождения Сталинграда по просьбе Исполкома облсовета депутатов трудящихся старший лейтенант Бархаш был отозван для продолжения работы в театре. В 1946 году вместе с супругой В. Тулуповой приехал в Омск. В Театре музкомедии, кроме актёрской деятельности, активно занимался общественной работой.