Вечерний Омск от 04.06.2020
Автор: Татьяна Попова
Омское отделение Союза театральных деятелей РФ подвело итоги ежегодного конкурса «Лучшая театральная работа». Критики посчитали, что ни одной достойной исполнительницы главной женской роли в прошлом театральном сезоне не было, а один из самых новаторских для Омска спектаклей обошли вниманием.
Стильно сыграли
Итоги XXVI областного конкурса «Лучшая театральная работа» появились в этом году намного позже обычного – как правило, их оглашают в марте, в преддверии Международного дня театра. Но не в этом году, не в эту пандемию. Театры выдвинули на конкурс 21 спектакль. Критикам удалось посмотреть их все еще до того, как театры закрылись. Церемонию награждения перенесли на октябрь, но свое мнение о лучших спектаклях сезона Омское отделение СТД обнародовало заранее.
И решение членов жюри несколько обескураживает: невольно всплывают ассоциации с последним фестивалем «В гостях у «Арлекина», итоги которого тоже вызывали вопросы и споры. Так, в этом году в списке празднующих победу оказался не самый заметный спектакль сезона «За двумя зайцами» театра «Галерка» – ему достались сразу две актерские награды: исполнитель роли Свирида Петровича Артем САВИНОВ получил премию им. н.а. СССР А.И. Щеголева «За лучшую мужскую роль», а его партнерша Оксана БОГДАНОВА – спецприз жюри «Творческая удача» за роль Прони. Торжествует и ТЮЗ, выдвинувший на конкурс свое сомнительное творение «Отцы и дети»: Александр КАРПОВ получил приз «За лучшую мужскую роль второго плана», а Надежда КОСТЮК – специальную премию Омского отделения СТД РФ.
И при этом у Омского отделения СТД РФ не нашлось ни одного способа отметить примечательный спектакль «Про город» Пятого театра – исключительный и удачный эксперимент осмысления городского культурного контекста, творческая переработка мифов и мемов об Омске. Над художественным осмыслением ответа на вопрос «почему люди стремятся покинуть Омск?» вместе с артистами трудились режиссер Денис ШИБАЕВ и омский драматург Серафима ОРЛОВА – команда креативная и смелая. Спектакль получился ярким и необычным, стал явлением в театральном пространстве Омска, где в государственных театрах местных драматургов ставят крайне редко. Членам жюри, однако, не угодили. Пятый театр получил только спецпремию «За стильное воплощение абсурда», присужденную актерскому ансамблю другого спектакля «Лысая певица и что-то еще». Формулировка премии тоже несколько странная: молодцы, мол, артисты, стильно сыграли.
Триумфальный балет
Лучшей актрисы в омских театрах в минувшем сезоне не оказалось: приз за главную женскую роль решено никому не присуждать. Другая значимая награда – звание «Легенда омской сцены» – присуждена заслуженной артистке РСФСР Светлане ЕВСТРАТЕНКО, режиссеру-постановщику театра «Арлекин». Премию им. В.Я. Тулуповой «За творческие достижения в области музыкального театра» получила солистка балета Музыкального театра Анна МАРКОВА за исполнение партии Кривляки в балете «Золушка», где актриса, недавно отметившая творческий юбилей, действительно раскрылась по-новому, с неожиданной стороны. Сам же восхитительный балет С. Прокофьева в постановке Надежды КАЛИНИНОЙ стал лучшим спектаклем года. «Золушке» Музыкального театра всегда с овациями аплодирует публика, ее после премьеры хвалили в СМИ (и «Вечёрка» не исключение), а теперь эта постановка окончательно подтвердила свое право называться лучшим балетом Музыкального театра.
Титул «Спектакль года», кстати, по итогам конкурса носит не только «Золушка». Омские критики не позволили себе обойти вниманием Театр драмы (который, к слову, задолго до закрытия явно испытывал проблемы с продажей билетов, постоянно предлагая зрителям огромные скидки) и поделили лучший кусок пирога поровну, присудив еще один Гран-при спектаклю «Дракон» в постановке Марата ГАЦАЛОВА. Неожиданная трактовка известного произведения, играющаяся в полутьме, при свете налобных фонариков, спустившаяся со сцены в проходы первых рядов зрительного зала, пришлась по вкусу жюри. Значит, эксперименты членам жюри не чужды. Но одно дело – экспериментальные поиски обладателя «Золотой маски» режиссера Гацалова. А другое – ищущий Шибаев, осмелившийся на создание уникального для Омска спектакля. Увы, такому новаторству критики Омского отделения СТД РФ просто показали спину.
Источник: https://omskgazzeta.ru/rubrika/kultura/zolushka-i-drakon-podelili-titul/