Артисты музыкального театра: «Нас попросили: слезьте с рельсов, по которым привыкли ехать!»

ИА "ВОмске" от 30 октября 2018
Автор:Елена Ярмизина
Фото:Ирина Губарева

Царь Борис Годунов, зловещий Мефистофель, пушкинская Людмила: театрализованная постановка «Четыре сезона для оперы. Осень» на сцене и в закулисье Омского музыкального театра.

Артисты музыкального театра: «Нас попросили: слезьте с рельсов, по которым привыкли ехать!»
…Признаюсь: давно не была в музыкальном театре. Как и многие мои сверстники родом из 80-х, которых когда-то водили сюда «в обязательном порядке» - в рамках общеобразовательной школьной программы. В средней школе, один или два раза «напитавшись» оперно-балетной классикой, мы с одноклассниками потом предпочли драматические театры, куда бежали как на работу, а один и тот же спектакль могли смотреть по пять, а то и по десять раз, зная, где сымпровизировал любимый актер и чувствуя, какое сегодня настроение у примы.

Музыкальный театр стоял особняком, хоть и в центре города – но в стороне, возвышаясь над нами большим своим, похожим на рояль, бетонным телом и в теплое время года «заигрывая» с нами фонтаном на площади. Чаще сюда ходило старшее поколение – слушать «Евгения Онегина», смотреть «Лебединое озеро». Расспросы о впечатлениях были излишни: достаточно было посмотреть на лица. Если праздничные, одухотворенные – эффект достигнут. Если обыденные – «к культуре приобщились, пора и холодец варить» – тоже всё понятно.

1
Безусловно, опера и балет, как и театр в целом – досуг не для всех. Но вот вопрос: можно ли сделать эти виды искусства, как сейчас принято говорить, трендовыми? Взрастить у молодого поколения моду на оперу и балет – ту, что возрождается сегодня (несмотря на разнообразные досуговые изыски) на цирковые представления, на лекции об искусстве и на концерты-квартирники?..

В омском музыкальном театре именно это, на мой взгляд, пытается сделать режиссер-постановщик Татьяна Боброва. И не без успеха. Чтобы не быть голословной: первое, что видишь, когда приходишь в театр на эту постановку – большое количество молодых людей. Это не школяры «шумною толпой», это осознанно купившие билеты школьники и студенты, приодевшиеся по случаю, обсуждающие постановку, купившие программки. Пока что, возможно, им известны лишь имена Верди и Чайковского, но после представления, вероятно, запомнятся и имена солистов.

«Четыре сезона для оперы. Осень» - третья часть музыкальной квадрологии, задуманной и воплощенной Татьяной Бобровой на сцене омского театра, который ведет свою историю с 1946 года, и уж, конечно, при всей академичности выбранного им пути, должен «держать руку на пульсе». В новом проекте «Четыре сезона для оперы» каждая музыкальная программа посвящена определенному времени года. «Осень» открывала новый театральный сезон. «Изюминка» в том, что это не статичный музыкальный материал в плотных классических драпировках. Это живое полотно, искусно сотканное из богатых «отрезов» русской и зарубежной музыкальной классики. Здесь есть место и сольным ариям, и разноплановым ансамблям, и хоровому многоголосью, и балетному дивертисменту в исполнении ведущих солистов, артистов хора и балета – конечно же, в сопровождении симфонического оркестра под профессиональным и чутким управлением главного дирижера театра Юрия Соснина. При всем том полотно не кружевное, легковесное, а добротное, плотное и основательное. Не тяготящее, но согревающее.

Декорации – в духе времени: объемные визуальные эффекты на широких экранах дарят мгновенное ощущение погружения. И вот ты уже не в зале, а в темном осеннем лесу под полной луной, или в готическом замке, где, спугнув рой летучих мышей, гадают на судьбу, где сражаются на дуэли, где обретают и теряют возлюбленных. Бизе сменяет Верди, тот передает очередь Леонкавалло, Моцарту, Гуно: мистическая призрачная осень, с захватывающим началом и невероятно ярким финалом, позаимствованным из «Тоски» Пуччини, пролетает перед зрителем, скроенная настолько потайными «швами», что их невозможно заметить – да и не хочется замечать, растворившись в европейском оперном искусстве золотой его поры.

2
Спустя час с лишним зловещую леди Макбет, фантасмагоричного Мефистофеля, ревнивую Электру и коварную колдунью Азучену на сцене сменяют персонажи известных русских опер Глинки, Чайковского, Мусоргского, Рахманинова. Это совсем другая по стилю, остроте и смыслу осень: тоска не столько по любви и страсти, сколько по стране и ее трагической судьбе. Чего стоит одна лишь сцена у собора Василия Блаженного из оперы «Борис Годунов» и последующий монолог царя в исполнении Антона Завьялова. Вдох без выдоха на словах Юродивого: «…вели-ка их зарезать, как ты зарезал маленького царевича» – одна из ключевых сцен оперы Мусоргского становится кульминацией и в постановке Омского музыкального театра. Но постановщик не оставляет зрителя в суровом напряжении, позволяя сделать тот самый выдох, уводя его в драматическую арию Шакловитого и финал «Хованщины». Ощущение внутренней наполненности лишь подчеркивается наполненностью зала, а аплодисменты, крики «Браво!» (и шепотом, профессионально – «это точно был ля бемоль!») не оставляют сомнений: постановка пришлась зрителю по душе, а точнее, судя по отзывам, запала в душу.

- Я пришла сегодня второй раз, привела своих друзей-музыкантов и своих студентов, - делится Лариса Ливинская, музыковед, преподаватель училища имени В.Я. Шебалина, лектор-искусствовед Омской филармонии. - Мои впечатления лишь усилились: это позитив, эмоциональное потрясение. Долгие годы я занимаюсь вопросами оперы как специалист по зарубежной музыке, более двадцати лет веду авторский любительский клуб. Мы смотрим спектакли, поставленные во всех частях света, – причем сразу же после их выхода, едва появляется такая возможность. Могу сказать, что в курсе оперных тенденций, режиссерских инноваций, знаю, какие стили и оперы наиболее востребованы. Считаю, что постановка нашего театра – это гигантский прорыв, взлет на небывалую высоту. Я с радостью вижу на сцене своих выпускников. Идея проекта хороша тем, что в городе, где слабы традиции оперной культуры, (мы все же не Италия и не Франция) данный проект – огромный подарок тем омичам, кто хоть немного интересуется музыкальным театром. Здесь бывают не только мюзиклы и оперетты: театр – это так же и опера, и балет. Я считаю, что с балетом в нашем городе дела обстоят неплохо, есть поклонники, в том числе и молодежь, а что касается оперных спектаклей, здесь ситуация другая. В контексте репертуара нашего театра проект «Четыре сезона для оперы» - очень оригинальный и необычный, а главное – сделан на высочайшем художественном уровне. Он так задуман и оформлен, что своей режиссерской идеей способен привлечь и увлечь тех, кто плохо знает оперу.

С другой стороны, музыковед отмечает плюсы и для тех, кто с оперным искусством хорошо знаком:

- Акцент сделан не на популярные спектакли, которые у всех на слуху, ведь у великих композиторов огромное количество сочинений в этом жанре. Автор идеи выбирает те спектакли, которые заслуживают не меньшего внимания, чем «Травиата», «Риголетто» и так далее. Мир оперного театра – это целая Вселенная, и данный проект помогает сделать шаг ей навстречу.

Оперный театр нашего времени века все более тяготеет к концепции режиссерского театра. История оперного жанра – это 400 с лишним лет, и большую часть этого времени театр был не режиссерским, а сугубо певческим. Публика шла не на интересную постановку, а на знаменитые голоса. В ХХ веке ситуация резко поменялась: в театр приходят великие режиссеры, которые ставят не только драматические спектакли, но и занимаются оперой.

- Это тенденция, на которую нельзя закрывать глаза, если мы хотим привлекать в театр публику, - уверена Лариса Ливинская. – Современные постановки вообще немыслимы без оригинального режиссерского решения. Во всем мире ищут новые решения. И то, что мы видим сегодня в омском музыкальном театре, заслуживает самого глубокого внимания. Участвуют все – солисты, артисты, хор, кордебалет, мы не видим статики. Несмотря на то, что соединены фрагменты разных оперных спектаклей, швы не ощутимы благодаря режиссерской концепции. Это замечательное решение Татьяны Бобровой. И многие артисты раскрываются в совершенно неожиданных ракурсах, например, мы видим молодых – Кирилла Кириллова, Иванну Цицей… А наши мэтры!.. Ирина Борисовна Трусова, которая выходит в «Силе судьбы» - и ведь это редчайший спектакль, который был написан Верди именно для России, или Александр Анатольевич Хмыров в кульминационных сценах «Тоски» и «Хованщины», или потрясающая Наталья Емельянова, единственное на сегодня в театре меццо-сопрано, невероятно органичная и в пении, и в игре…

3
Действительно, если говорить об исполнителях, коллаж из лучших произведений мировой оперной классики дает возможность радоваться встрече с известными именами и открывать новые. На сцене – и заслуженные и давно любимые омским зрителем артисты, и юные талантливые выпускники консерваторий. Пользуясь служебным положением, после окончания представления мы заглянули к ним за кулисы – и нашли в том же воодушевленном состоянии, в котором пребывал и зритель. Карина Чемирзова, Елена Билык, Ирина Гелева, Антон и Ирина Завьяловы, Кирилл Кириллов, Вадим Невзоров, Никита Мухин и другие артисты, уже сменив сценические костюмы на «штатское», с радостью включились в разговор:

- …очень сложная партия, - рассказывает Никита Мухин, исполнявший куплеты Мефистофиля в первом отделении, молодой, яркий солист. – Тем не менее, работать над ней было очень интересно, как вокально, так и драматически.

- Мы вчерашние выпускники, - поясняет Елена Билык. В 2018 году она, как и Никита, окончила Ростовскую государственную консерваторию имени С. В. Рахманинова. – Это наше первое масштабное выступление на большой сцене, с оркестром. Много работали и самостоятельно, и с концертмейстерами, потому что «вылетели из гнезда», оторвались от педагога. Найти образ, найти звук, спеться с оркестром и «встроиться» в большой зал было непросто.

Ростов-на-Дону, Саратов, Новосибирск, Тюмень, Омск – сопрано, тенора, басы Омского музыкального театра, и сейчас, в гримерной, они звучат наперебой:

- Благодаря этому проекту люди сами себя находят, голос свой находят… Раскрываются. Партия Бориса Годунова – это партия зрелого баса. Но когда Антон (Завьялов – прим. авт.) поет – у меня бегут мурашки…

- …Татьяна Боброва верит в потенциал артиста, дает пробовать. С ней очень легко работать, потому что она сама вокалистка, и мы с ней говорим на одном языке. Понимая, какие сложности могут возникнуть, она решает их заранее. Есть режиссеры-диктаторы: «Я вижу так, выдайте мне результат как хотите». Тут же другое – профессионализм плюс чуткость. Очень удивляет нас своей фантазией. Неожиданно, интересно, весело, необычно…

- …непростые, неординарные решения. Обязательно что-то свое, но непременно читаемое, понятное и исполнителю, и зрителю. Она так и говорила нам поначалу: «Так, ребята, слезьте с рельсов, по которым привыкли ехать! Здесь узкоколейка – поэтому давайте-ка попробуем по-другому». С ней все по правде – по сценической и по человеческой…

4
- Пространство для собственного творчества при этом остается, – добавляет Вадим Невзоров «штрихи к портрету» режиссера. – Она никогда не «рубит». Знает сильные и слабые стороны каждого вокалиста, артиста. Придумывая и выстраивая номера, Татьяна выставляет каждого из нас в лучшем свете, потому что знает, кто на что способен. Это любому артисту приятно. Наша общая цель – внушить зрителю, что опера не махра в старых тряпках со скучными мизансценами, что она может быть интересной, популяризировать её.

Артисты отмечают разнохарактерность, разносторонность режиссера, её стремление самосовершенствоваться, участие в мастер-классах и творческих лабораториях. Как выясняется, видео для оформления спектакля – это полностью работа Татьяны Бобровой: «да, она сама все это делала, можете представить?..»

Солистка Ольга Березовская уже семнадцать лет работает в Омском музыкальном театре. Она участвовала в двух первых частях проекта, исполняла Марселину в «зимней» «Свадьбе Фигаро», а весной пела в Цветочном дуэте из оперы «Лакме» Делиба.

- «Четыре сезона для оперы» – это нужная театру история, - считает она. – Мы хотим повернуть зрителя к нам лицом, пригласить в театр интеллигенцию, молодежь, студентов, и у нас это получается. К нам потянулась «шебалинка», филармония. К нам идет молодежь – и это дорогого стоит. Опера – жанр дорогой, элитарный. Я прочла у Теодора Курентзиса: «Если вы хотите пойти в оперу и получить катарсис, у вас должен быть запас образования, некоторый уровень»… Мне хочется, чтобы понимали, что опера – это необычайно красивое, престижное, статусное искусство, но при этом понятное и трогающее сердце. Особенно русская опера: она пробирает до слез. Предубеждение к опере – дело поправимое.

- Нам очень нравится, что поем на языке оригинала, – отмечает Ирина Гелева. – Ведь никому за рубежом не приходит в голову переводить «Евгения Онегина» на французский или итальянский…

А вот Елене Комаровой, кандидату искусствоведения, музыковеду, доценту ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, кажется, что оригинальное исполнение фрагментов зарубежной оперы может таить в себе некоторую опасность:

- Формат концерта никоим образом не противоречит стилистике музыкального театра, ведь опера в некоторые исторические периоды порой напоминала концерт в костюмах. Несомненный плюс постановки: много интересных голосов и возможность охватить лучшие страницы мирового оперного репертуара. Единичные трупы в мире могут полноценно поставить оперы «Хованщина» или «Дон Жуан», а в формате концерта это очень здорово и более чем оправдано. Но, на мой взгляд, формат таит в себе и некоторые опасности. Во-первых, не всё, особенно в первом, европейском, отделении может быть понятно зрителям, ведь далеко не все они профессиональные музыканты. Возможно, имеет смысл расширить печатную программу концерта, дать переводы текстов или пояснения. Вторая опасность в том, что фрагменты разных опер могут «распасться», но этого удалось избежать благодаря интересной и вдумчивой концепции режиссера-постановщика. Очень понравилось решение декораций: опера сразу перестает выглядеть «ископаемым» и отдавать нафталином. Оркестровая увертюра так или иначе переносит нас в 19-й век, и хорошо, что после этого на сцене разворачивается современное действие. Главное же, что придает спектаклю новизну и свежее дыхание – это большое количество молодых солистов, которые вполне органично соседствуют с заслуженными артистами. Кроме того, хор становится равноправным действующим лицом спектакля, в то время как раньше он был лишь «статистом», открывающим рот. Очень приятно, что в зале меня окружала внимательная, чуткая публика, среди которой есть и знающие, преданные театралы, и «молодая кровь».

***

Есть мнение, озвученное героем известного фильма: «Когда люди первый раз слушают оперу, это нечто необыкновенное. Она им или сразу нравится, или нет. Если им сразу нравится, они всю жизнь будут любить оперу, а если нет — они потом смогут научиться ценить ее, пусть она никогда и не станет частью их души». В этом, безусловно, есть некая доля истины – и хорошо, что сегодня Омский музыкальный театр дает шанс научиться ценить оперу и тем, кто когда-то, школяром, не полюбил её всем сердцем, и тем, кто еще делает лишь первые шаги на пути к этому великолепному искусству. Проект «Четыре сезона для оперы. Осень» дарит если и не любовь с первой оркестровой ноты, то очевидное чувство влюбленности: терпкой как осенний воздух, стремительной как листопад и пряной, как яблочный пирог с ароматной корицей.

Источник: http://vomske.ru/news/10083-artisty_muzykalnogo_teatra_nas_poprosili_sle...