Сегодня исполняется ровно 70 лет со дня первой постановки оперетты Иоганна Штрауса «Летучая мышь» на сцене Омского музыкального театра.
В 1950 году постановку осуществил режиссер, приглашенный из Омского театра драмы Александр Шубин. В постановочную группу также вошли главный дирижер Давид Палей, художник Владимир Марин, балетмейстер Михаил Седов и хормейстер Василий Савельев. Автор рецензии тех лет М. Иванова дала высокую оценку работам исполнителям главных ролей – Евфалии Деминой (Розалинда), Виктору Фразе (Генрих Айзенштейн), Вере Менари (Адель), Евгению Мунцеву (Альфред). «Им удалось создать яркие образы и удачно соединить актерское мастерство с вокальным исполнением сложных ансамблей». Особого внимания автора статьи были удостоены еще два исполнителя – молодой актер Владимир Раутбарт, воплотивший в спектакле целых три гротесковых образа, и Владимир Володин, исполнивший роль директора театра.
Премьера второй постановки «Летучей мыши» состоялась 19 декабря 1967 года. В постановочный состав вошли режиссер Яков Лившиц, дирижер заслуженный деятель искусств КАССР Юрий Проскуров, балетмейстер заслуженный деятель искусств РСФСР Валентина Тулупова, художник Александр Стрельников, хормейстер Татьяна Поспелова (Боброва). Не стремясь, по мнению омских критиков, дать принципиально новую постановку оперетты, режиссер сделал особый акцент на идее танцевальности музыки Штрауса и совместно с соавтором, главным балетмейстером театра В. Тулуповой значительно увеличил долю балетных номеров. В отличие от первой постановки в новом спектакле было уже по два и даже три состава на каждую роль. В числе исполнителей главных героев этой постановки оперетты были заслуженные артисты РСФСР Маргарита Лаврова (Розалинда) и Георгий Салеидзе (Генрих Айзенштейн) – живые легенды Омского музыкального театра, которые сейчас находятся в очень преклонном возрасте – 92 и 89 лет (соответственно).
Первой классической опереттой в репертуаре молодого Омского музыкального театра оказалась опять же оперетта «Летучая мышь». Эта третья омская постановка в полной мере испытала на себе все положительные качества технических возможностей новой сцены, а также возросшего творческого потенциала актерского коллектива театра, пополнившегося выпускниками различных музыкальных вузов страны. Спектакль, выпущенный 11 июня 1982 года, стал долгожителем и до сих пор входит в текущий репертуар театра.
«Состоялся праздник, отвечающий карнавальной природе партитуры, праздник, на котором под музыку Штрауса «правят бал» изящество, ирония, изобретательность», - написала после премьеры омская поэтесса и театровед Елена Злотина (Миронова) в статье «Сотворение праздника» («Вечерний Омск» за 29 июня 1982 г.). Сколько спектаклей этой замечательной оперетты прошло со дня последней третьей премьеры, сказать трудно, но известно, что 26 февраля 2006 года на сцене Омского государственного музыкального театра состоялось ее 300-е юбилейное представление! На этом спектакле в зале Музыкального театра был настоящий аншлаг, о котором может мечтать любой современный театр: не было свободных мест, даже на балконе, люди сидели на дополнительно приготовленных стульях и стояли в проходах! В специально выпущенном к этому событию буклете размещены отзывы исполнителей ведущих ролей в оперетте, работавших в них почти с ее премьеры 1982 году:
«В спектакле восхитительная музыка, и каждый дирижер находит новые трактовки, поэтому петь музыку Штрауса было интересно всегда со всеми дирижерами. И пусть «Летучая мышь» всегда будет визитной карточкой нашего театра!» (лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, заслуженная артистка России Ирина Трусова – Розалинда с 1987 г.).
«В оперетте «Летучая мышь» подкупает все: и легкий комедийный сюжет, дающий возможность проявиться актерской игре, и удивительная музыка, позволяющая насладиться и выразить свои чувства через красоту и мелодичность вокальных партий» (народный артист России Владимир Никеев – Альфред с 1986 г.).
За эти 37 лет в творческом багаже «Летучей мыши» накопилось большое количество исполнителей разных поколений, в том числе 5 Генрихов и Розалинд, 7 Аделей, 4 Альфреда и 4 Орловских, 3 Фалька… И пусть эта оперетта в Омском государственном музыкальном театре продолжает радовать сегодняшних зрителей самых разных поколений еще долго!
По материалам Ирины Никеевой «Вечный праздник музыки Иоганна Штрауса»,
опубликованного в журнале «Омск театральный», март 2006 года.
Фотогалерея – Юбилей оперетты «Летучая мышь»