Вольный ветер

Продолжаем экскурс в историю Омского музыкального театра: оперетта И. Дунаевского «Вольный ветер» отмечает 72 года. Спектакль представили публике в конце второго сезона деятельности молодого тогда еще театра музыкальной комедии.

Премьера оперетты «Вольный ветер» состоялась 7 июня 1948 года. Спектакль стал первой встречей театра с музыкой Исаака Дунаевского и с работой молодого режиссёра Свердловского театра оперы и балета Лией Давыдовной Ротбаум. Через четыре года она возглавила Омский театр, а впоследствии стала одним из самых именитых оперных режиссёров европейского масштаба. Эта, впоследствии одна из наиболее популярных оперетт известного советского композитора, сразу после своей премьеры получила широкое общественное признание, что в то время было достаточно редко, и долго украшала репертуар театра.

 

О времени, когда создавался спектакль, и некоторых страницах его сценической судьбы можно узнать из I главы книги Ирины Никеевой «Омский музыкальный: рождение традиций» (Омск, ООО Омскбланкиздат, 2017):

«…Решение о постановке этого произведения было принято 7 мая, а ровно через месяц, 7 июня, уже состоялась его премьера. Театр вновь обратился к новому произведению советских авторов, которое было впервые поставлено в 1947 году на сцене театров Москвы, Свердловска и Ленинграда. Эта работа стала первой встречей театра с музыкой известного композитора Исаака Дунаевского и с молодым режиссёром Свердловского театра оперы и балета Лией Давыдовной Ротбаум, которая только что интересно поставила эту оперетту на сцене Свердловской музкомедии. Оперетта И. Дунаевского «Вольный ветер» считается одним из первых монументальных произведений, заложивших в жанре советской оперетты большой формы тему высокой гражданственности. «Вольный ветер» заговорил со зрителем о важном: о послевоенной Европе, об общественно-политических конфликтах, которые возникали в атмосфере радостного ожидания больших перемен в международных отношениях после только что завоёванной победы» (М. Янковский «Искусство оперетты». – М.: Советский композитор, 1982. – С.181).

Впервые после премьеры в прессе появилась статья полностью хвалебного содержания, написанная автором «жёстких» рецензий А. Гольденблюмом. Спектакль, по мнению автора, «выгодно отличается от других современных оперетт глубиной и значимостью темы, мелодичной, впечатляющей и запоминающейся музыкой, острой и злободневной политической сатирой, органично вплетённой в сюжетную канву пьесы» (А. Гольденблюм «Вольный ветер»//«Омская правда», 12 июня 1948).

Уже в этом первом для Омска спектакле Лии Ротбаум проявилось яркое новаторство её режиссуры, ставшее позднее признанным достижением в развитии европейского музыкального театра. «Постановщик Л.Д. Ротбаум показала, наряду с острым чувством современной и политической злободневности, большую музыкальность, изобретательность, уменье придать убедительные характерные черты персонажам, способность свободно и красочно распоряжаться массами. Под ее руководством не только солисты, но и массовые коллективы – хор и балет – зажили на сцене полнокровной жизнью» (А. Гольденблюм. «Вольный ветер»//«Омская правда», 12 июня 1948). Надо заметить, этими же уникальными качествами режиссёрского мастерства Лии Ротбаум восхищался позже известный критик Виктор Калиш, посвятивший её постановкам немало страниц в своей книге «Нескучный сад. Превращения музыкального спектакля в России, XX век».

Действительно, всё было на высоте в этом спектакле: и режиссура Лии Ротбаум, и яркие, солнечные декорации Марии Логвиновой, и «изобретательная» хореография Александра Кузнецова, и оркестр (дирижёр Давид Палей), «убедительно раскрывший музыкальные характеристики персонажей» (А. Гольденблюм). Правдивые образы получились у многих артистов: главные герои Стелла и Янко – у Евфалии Дёминой и Виктора Фразе, Пепитта – у В. Стратанович, Микки – у Александра Липатова, Клементина – у Галины Палей, Цезарь – у Петра Бархаша и, особенно, два моряка, «простые и сердечные» Филипп и Фома –  у Исая Леонгарова и Е. Чарлина.

Отмечая большую, проведённую коллективом работу, директор театра Александр Юрьевич Егинтов от лица руководства вынес благодарность работникам всех цехов, которые были заняты в создании спектакля. Особо отличившиеся (а их оказалось 41 человек!) получили благодарность с занесением в личное дело. Для шестерых участников спектакля (Орлова, Палей, Логвиновой, Дёминой, Фразе, Леонгарова) Егинтов даже планировал возбудить ходатайство о присвоении им почётного звания «Заслуженный артист РСФСР» (Из приказа по театру № 96/48 от 21 июня 1948).

<…>

А 7 июня 1953 года –  к юбилею, связанному с пятилетием творческой жизни на омской сцене оперетты И. Дунаевского «Вольный ветер», неизменно получавшей высокие оценки критиков и зрителей, свыше 40 человек вновь получили благодарности от дирекции театра. Что интересно, в юбилейном спектакле, прозвучавшем тогда 125-й раз, был и юбиляр-актёр – старейший артист театра Илья И. Коноплёв, который исполнил все эти 125 раз одну и ту же роль Одноглазого. Среди отмеченных благодарностью были также работавшие в тот период в штате театра постановщики спектакля – Л. Ротбаум и М. Логвинова, актёры – Е. Дёмина, супруги Фразе, А. Липатов, В. Володин, П. Бархаш, Ю.Суханов, артисты хора, балета, оркестра, заведующая постановочной частью С. Тарсис, заведующие и некоторые работники технических цехов, а также представители обслуживающего персонала… 

<…>

Некоторые постановки театра заслужили высокие оценки в отзывах не только местных, но и столичных критиков. Так, известный московский драматург Пётр Сигизмундович Бернацкий в своём отчёте в Министерство культуры об итогах проверки деятельности Омского театра музкомедии за 1952й год, отметил в числе положительных достижений большую часть идущих спектаклей (особенно, «Вольный ветер»), а также общее состояние хорового и балетного коллективов. <…>  Главный вывод, которым заключил свой отчёт Бернацкий о работе Омского театра музкомедии, тарифицированного в то время как театр третьего пояса, был весьма оптимистичным: «При сравнении и объективной оценке спектаклей, творческих перспективах и возможностях этого театра с некоторыми другими театрами второго и даже первого пояса (например, театров Краснодарского, Пятигорского, Иркутского и других) во многих случаях преимущество осталось бы за Омским театром музкомедии. Этот театр ставит спектакли те же, что и крупнейшие театры страны, он ставит почти все произведения, принимаемые главным управлением по делам искусства, по государственным заказам, иногда даже опережая ведущие театры страны» (Из протокола заседания совета при областном Управлении по делам культуры. Государственный архив Омской области, Ф 2156, опись 11 № 6).