Страницы истории: Ожившие полотна Врубеля

Памяти художника Михаила Врубеля... – с таким посвящением на сцене Омского музыкального театра в 2014 году был выпущен балет «Врубель». Сегодня, в день 165-летия со дня рождения художника и нашего земляка, вспомним эту постановку, которая покорила зрителей своей красочностью и поэтичностью. Премьера состоялась в преддверии 300-летия со дня основания города Омска.

Михаил Александрович Врубель (17.03.1856 – 14.04.1910) – родился в Омске и провёл в нём первые несколько лет. По настоянию отца, военного юриста, он также должен был стать юристом, однако позже оставил это поприще, чтобы поступить в Академию художеств. Врубель работал, практически, во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, скульптуре, писал иконы и фрески, работал с мозаикой, создавал эскизы костюмов и декораций к театральным постановкам. В начале 20 века его полотна стали неотъемлемой частью русского модерна, а в 1905 году «за известность на художественном поприще» ему было присуждено звание академика живописи. 

Верной спутницей жизни Михаила Врубеля была замечательная певица Надежда Ивановна Забела. История их любви и жизни вдохновила известного российского хореографа из Санкт-Петербурга лауреата Государственной премии РФ и Национальной театральной премии «Золотая маска» Гали Абайдулова на создание балета. Гали Мягазович внимательно изучил историю взаимоотношений художника и певицы, познакомился с их перепиской и архивными документами. Свои восхищения преданностью этих людей друг другу и огромным талантом мастерства художника – Гали Абайдулов передал в балете средствами пленительного языка хореографии. Для создания цельного по стилистике спектакля в балете были максимально использованы выразительные возможности всех компонентов театрального искусства и, прежде всего, – замечательной музыки русских композиторов, современников Врубеля – Николая Андреевича Римского-Корсакова и Александра Николаевича Скрябина. 

Пленительные образы Врубеля, Забелы и героев картин художника создали артисты и солисты балета Омского театра – заслуженный артист РФ Сергей Флягин, Андрей Матвиенко, Анна Маркова, Нина Маляренко, Ирина Воробьёва, Татьяна Гавричкина, Елена Шукшина, Сергей Шелепов, Валентин Царьков, Сергей Шахов и другие.

Предваряя свою новую постановочную работу, Гали Абайдулов отмечал следующее:

«Это история любви двух мастеров – Михаила Врубеля и его жены, певицы Надежды Забелы, которую Римский-Корсаков считал лучшей исполнительницей партий в его операх. Отсюда, кстати, и выбор музыки. Надежда Забела оказала безусловное влияние на творчество Врубеля. Практически во всех женских образах, которые он создал, прослеживается сходство с его женой. Я пытался понять, как эти взаимоотношения повлияли на него. Спектакль весь построен на картинах Врубеля. Меня они всегда очаровывали. Помню, как еще подростком я насмерть влюбился в «Сирень». Сильное впечатление произвели «Демон», «Пан». Я делаю балет, а он позволяет доносить глубокую мысль, не говоря ни слова – через эмоции, образы, форму, которую подсказывает музыка. Поэтому на сцене картины становятся «живыми». Оживает Царевна-Лебедь, оживает Сирень. Даже палитра художника оживает. Никаких компьютерных технологий – только хореография и мастерство танцоров».  

Фотогалерею, а также информацию о спектакле можно найти по ссылке: https://www.muzteatr-omsk.ru/playbill/repertoire/vrubel