Круглый юбилей отмечает ещё один спектакль из репертуара Омского музыкального театра. 22 декабря исполняется 55 лет музыкальной новелле «Особое задание».
Это произведение, созданное в 1965 году известным композитором народным артистом РСФСР Анатолием Новиковым и драматургом Петром Градовым, вошло в историческую летопись театра как одно из наиболее значимых, поскольку его сценическая жизнь началась именно с Омской музкомедии.
Спектакль «Особое задание», поставленный главным режиссёром заслуженным артистом РСФСР Виктором Лавровым, даже при всей своей политической направленности вызвал в своё время неоднозначные мнения. Однако вопреки единичным негативным отзывам спектакль всё же получил большое признание и у театральных критиков, и у зрителей, причём не только в Омске, но и в других городах страны, куда театр выезжал на гастроли. Например, известно, что за полтора месяца, прошедшего со дня премьеры, «Особое задание» было показано на сцене театра 13 раз, а летом 1967 года спектакль, вместе с другими постановками театра – «На рассвете» и «Белая ночь», удостоился Диплома I степени на Всесоюзном смотре-конкурсе.
Некоторую информацию о постановке спектакля, его авторах и участниках можно узнать из книги «Омский музыкальный: рождение традиций» /с. 181 – 183/:
«Первая постановка сезона 1965/66 годов – музыкальная новелла «Особое задание», только что завершённая известным композитором народным артистом РСФСР Анатолием Новиковым и поэтом Петром Градовым к предстоящему празднованию 50-летия Октябрьской революции. Выпуск «Особого задания» стал для Омского театра знаковым событием. «Спектакль ставится впервые нашим театром, подготовка его будет проходить в тесной творческой связи с композитором и автором. Необходимо приложить все усилия и творческую инициативу всего коллектива для подготовки спектакля на высоком идейном и художественном уровне», – написано в приказе по театру от 25 октября 1965 года. Постановочная работа, возглавляемая режиссёром Виктором Лавровым, проходила строго по плану, и потому выпуск состоялся практически день в день к намеченному сроку.
Новый спектакль стал в театре второй постановкой с музыкой известного композитора. Анатолий Григорьевич приезжал в Омск в процессе работы, а также на саму премьеру, состоявшуюся 22 декабря. В интервью областной газете, данному после премьеры, он сказал: «С омичами у меня давняя дружба: работа с хором в Москве, затем знакомство с театром музыкальной комедии, поставившим мою «Камиллу». Пригляделся к театру, поверил. И не ошибся. Есть у этого театра свое лицо! А это главное» /«А.Новиков: «Верю в Омский театр»// «Омская правда», 24 декабря, 1966/. <…>
А. Новиков создал мелодичный музыкальный спектакль, где смог «о тех незабываемых днях рассказать людям доступными средствами по-человечески тепло, лирично» /там же/. Практически все авторы сохранившихся статей единодушно отмечали большую роль музыкальной драматургии, помогающей в создании правдивых характеристик исполнителям, которых «либретто ставит в очень нелегкие условия» /С.Швецова «Новелла о Петроградской заре»//«Омская правда», 6 марта 1966/.
Образы центральных персонажей спектакля создали опытные актёры – Евфалия Дёмина и Надежда Блохина (Власьевна), Виктор Лавров и Георгий Климов (Орлов), Виктор Лавров и Николай Долинский (Сергей), Маргарита Лаврова, Тамара Золотарёва и Изабелла Нечаева (Елена). Сложным сплетением разных эмоциональных состояний отличался образ главного героя – юного матроса Гриши, на которого и было возложено выполнение особого задания – «оградить инженера Орлова от опасных иностранных «охотников» за его изобретениями» /из аннотации к спектаклю/. Успешно исполнил эту роль Сергей Хворостяной, которому удавалось «…быть застенчивым и ласковым с любимой девушкой и вместе с тем крикливым, чуть «психованным» анархистом…» /«Особое задание»//«Челябинский рабочий», июнь 1967/. Однако, самым большим открытием спектакля стал Гриша молодого артиста Евгения Хандака. «С острой эмоциональностью, искренностью и заразительностью» исполнял актёр эту роль, по мнению С. Швецовой /«Новелла о Петроградской заре»//«Омская правда», 6 марта 1966/. Практически одному Е. Хандаку посвятил свою заметку и горьковский критик Е.Филатов, когда театр летом приехал туда на гастроли: «Здесь можно говорить об искрометном юморе, о хорошем сценическом темпераменте. <…> С завидной смелостью, как-то сходу он вклинивается в образ своего героя и ведет роль до конца» /Е. Филатов «Им аплодируют горьковчане»// «Горьковская правда», 6 июля 1966/.
Спектакль «Особое задание» стал примером продолжения доброй традиции совместной работы коллектива театра с авторами, а также хорошим стимулом для новых творческих проектов…».
Материал подготовила хранитель музея Ирина НИКЕЕВА