Страницы истории

Ровно 60 лет назад Омский театр музыкальной комедии впервые побывал с гастролями в столице нашей Родины. Труппа выступила на сцене Кремлёвского театра!

Для московских показов в сентябре 1960 года были выбраны две оперетты: «Где-то на юге» Эгона Кемени и «Рассвет над Иртышом» Евгения Родыгина. Оба произведения относились к числу последних достижений опереточного жанра. Оперетты были не просто постановками последних двух сезонов Омского театра, но и произведениями, почти не известными для многих театров страны. К тому времени спектакль «Где-то на юге», например, не шёл ещё даже в Москве, но был уже поставлен на сцене, по крайней мере, Свердловского и Ленинградского театров музкомедии. Оперетта «Рассвет над Иртышом» так и вовсе получила путёвку в сценическую жизнь в Омском театре всего 3 месяца назад.

Что касается тематической характеристики, то оперетты были очень разными: «Где-то на юге» представляла собой образец современного зарубежного театра (произведение венгерских авторов – композитора Э. Кемени, автор текста Л. Таби), противопоставляющего в сюжете тему подлинного искусства его спекулятивному варианту, созданному ради наживы; «Рассвет над Иртышом» – произведение, созданное благодаря сотрудничеству с уральскими авторами, абсолютно другое – бытовое, жизнерадостное, основанное на темах сибирского фольклора.

Летом 1960 года Омский театр музыкальной комедии под руководством главного режиссёра Арнольда Израйлевича Павермана работал на гастролях в Перми и Казани. Последняя неделя показа спектаклей в Казани, длившаяся до 4 сентября, оказалась особенно напряжённой, так как коллектив, параллельно со сценической работой начал активно готовиться к поездке в Москву.

Показ спектаклей Омского театра в новых условиях в Москве на огромной сцене Кремлёвского театра потребовал внесения некоторых изменений в режиссуру массовых мизансцен. В результате, до последнего дня отъезда из Казани (до 5 сентября) активно проводились репетиции. К таким ответственным гастролям в театре даже была выпущена специальная программа, в которой разместили фотографии некоторых сцен и постановочные данные о спектаклях. Для участия в московских гастролях были выбраны самые лучшие составы. Причём, шестеро из 28 солистов были заняты в обеих постановках: Т. Золотарёва, Г. Элькес, Н. Дмитриенко, заслуженный артист РСФСР В. Володин, А. Липатов и А. Романычев.

В результате, итогами 5-тидневных гастролей в Москву стал успешный показ девяти спектаклей – из них семь раз «Рассвет над Иртышом» и два раза «Где-то на юге». Воодушевлённый очень хорошими отзывами московских критиков коллектив театра вернулся в Омск, а позднее отправился на заслуженный отдых в отпуск.

Известный московский театральный критик Л. Жукова (о спектакле Омского театра музкомедии «Рассвет над Иртышом»):
«Омский коллектив вполне ясно отдавал себе отчёт в том, что добиться успеха в «Рассвете над Иртышом» много труднее, чем в апробированной пьесе. Но, не побоимся сказать, – театр добился этого успеха, успеха самой темы. Перед нами тот нередко встречающийся факт, когда театр поднимается над пьесой. Омичи сумели «дописать» её за автора. Родилась та чудесная атмосфера спектакля, которая заставляет забыть о недостатках пьесы, о схематизме её образов, об излишней разговорности и композиционной нестройности. Прелесть спектакля в том, что нет в нём деления на «персонажей», хор и балет. В едином порыве врывается молодая ватага на сцену, пляшет, поёт, играет в снежки. И решительно во всём – костюмах, гриме, в поэтическом пейзаже зимнего колхозного вечера, созданном художниками М. Логвиновой и В. Мариным, в лихой и задорной пляске, поставленной В. Тулуповой, наконец, в главном, в чудесной песне новосёлов Е. Родыгина – чувствуешь свежий ветер сегодняшнего нового бытия сибиряков, могучий степной простор этого легендарного края».

«О смешном – серьёзно». - Журнал «Театральная жизнь» №23. - Декабрь 1960 года, с.3