«Золушка» – триумфальная премьера Музыкального театра

Портал "КультУРА" от 30 Май 2019, 14:20 / Текст опубликован в газете "Ореол" от 29 мая
Автор: Ирина Чернышева
Фото: Андрей Кутузов

В Омске состоялась премьера балета «Золушка». По словам главного балетмейстера Музыкального театра Надежды Калининой, «Золушка» авторства композитора Сергея Прокофьева должна быть в репертуаре каждого уважающего себя музтеатра. Что касается омского случая, сейчас этот балетный спектакль входит в репертуар с аншлагом – как того и заслуживает.

Полупрозрачный занавес с нарисованным часовым механизмом стремительно поднимается и зритель уже выдыхает – его минимум ждёт роскошное зрелище. Художник-постановщик Сергей Новиков превзошёл самого себя. Каждый костюм спектакля хочется разглядывать, а сценография становится полноправным участием действия.

Для Надежды Калининой это самый масштабный проект в карьере. И очень повезло жителям Омска, что настолько здорово реализованная идея случилась именно в нашем городе. Мало того, что спектакль просто обязан получить коммерческий успех, его уже можно назвать визитной карточкой города.

Отдельного внимания заслуживает распределение ролей. Надежда Калинина подошла к этому вопросу без оглядки, и в результате мы получили интереснейшие характеры.

Например, заслуженный артист РФ Сергей Флягин в роли Мачехи. Надежда Калинина отметила, что такой выбор добавляет сюжету комичности и позволяет решать вопрос с поддержкой исполнительницы Золушки. Кроме того, вариант «назначения» Флягина абсолютно беспроигрышный, если учитывать безусловный драматический талант артиста. В «Золушке» же солист, которому очень к лицу благодарный зелёный цвет его одеяния, настолько ярко играет злобную самодовольную укротительницу Золушки, что иного исполнителя на его месте представить сложно. Хотя в программке на этой же роли значится имя Валентина Царькова – замечательного артиста. Но пока представить его в роли Мачехи сложно, уж слишком на своём месте находится Сергей Флягин.

Зато Валентин Царьков крайне харизматичен в роли продавца механических изобретений. С изящными усиками, в элегантном жакете с золотыми лацканами статный Валентин – настоящий искуситель. Или аферист, как угодно. Прищур красавца-артиста очень украшает сцену обучения танцам. Несмотря на эпизодичность роли, Валентин Царьков традиционно запоминается зрителю.

Третья прописанная роль для Царькова – Волшебник. В сказке Шарля Перро путёвку в лучшую жизнь Золушке даёт фея, а в версии Жигаловой – Волшебник, который не абсолютный добряк, как можно представить в прототипе классической феи, а вполне такой хитрый парень. На блюдечке он подавать ничего не собирается ни Золушке, ни Принцу. На премьерном показе воплотить этот образ удалось молодому Александру Шеверову. Как пояснила Надежда Калинина, отчасти благодаря этому 19-летнему юноше и появилась роль Волшебника. Образ словно напросился на талантливого исполнителя. Драматургически Шеверов очень хорош. А их дуэт с Екатериной Жигаловой – исполнительницей роли Золушки – очень гармоничен.

Замечательный дуэт получился у Анны Марковой и Анастасии Романовой. Они играют двух родных дочерей Мачехи – Злюку и Кривляку. Получился очень сочный тандем. В целом балетмейстеру Надежде Калининой удалось выбить «химию» из всех персонажей сказки. Каждый дуэт состоялся, и каждый исполнитель пронизан эмоциональной составляющей партёра. Помимо техники артисты демонстрируют полную драматургическую игру, а весомости кордебалету добавляют костюмы и сценография постановки. Чего только стоит композиция, когда артисты собираются в единый часовой механизм и вся сцена приходит в движение.

Декорации двигаются, свет меняется, танцоры ускоряются до фактического мелькания. И посреди этого буйства хрупкой фарфоровой девочкой кружится Екатерина Жигалова – лучший подарок нашему городу. Великолепная солистка, нежнейшая балерина, настоящая Золушка. Та, о которой нам рассказывали в детстве и какой мы привыкли видеть её на рисунках. Невесомая, воздушная, худенькая и очень красивая Екатерина хороша в каждом из трёх костюмах – неизменно белых.

В домашнем одеянии нелюбимой падчерицы-служанки, в бальном наряде и в свадебном платье. Надежда Калинина соорудила для Золушки сложнейшую партию, которую артистка исполняет словно играючи. До последней минуты спектакля Екатерина Жигалова парит в воздухе, наполняя новым рисунком партитуру Сергея Прокофьева. Без сомнения, имя Екатерины Жигаловой ещё прочнее закрепилось в программке омских театралов. Такую чудесную артистку нужно во всех смыслах носить на руках.

Отдельное внимание привлёк персонаж Короля – единственный герой, которого сумела завлечь Мачеха, демонстрирующая явный талант спаивать потенциальных мужчин. Вот и Король поддался на её уловку.

У Антона Завьялова действительно королевская стать и роль сильного мира ему уж очень к лицу. Учитывая, что к балету артист не имеет никакого отношения. Поклонники Музыкального театра знают великолепный бас Завьялова, который уже семь лет числится в труппе солистом-вокалистом. Выяснилось, что втайне артист осваивает искусство танца.

«Я зашла в балетный класс и увидела, что артист-вокалист занимается. «Молодец! - сказала я. – Не хотите ли исполнить партию Короля?». Так он попался в мои руки», - рассказала Надежда Калинина на встрече с журналистами в преддверии премьерных показов.

Не зная этой, казалось бы, невероятной ротации, невозможно что-то заподозрить. Антон Завьялов находится абсолютно в своей тарелке, существуя со всеми наравне. Надежда Калинина так грамотно продумала королевскую партию, что отрезала на корню все сомнения, которые могли бы возникнуть у опытного зрителя. И теперь, замечательного резидента Музыкального театра можно смело поздравить с успешным дебютом балетного исполнителя.

Что касается Принца – Омск ждёт своего любимого солиста Андрея Матвиенко. К сожалению, в премьерные показы артист из-за старой травмы не смог выйти на сцену. По приглашению Надежды Калининой роль блестяще исполнил заслуженный артист Республики Беларусь Юрий Ковалёв. Планируется, что к следующему показу в конце июня Андрей Матвиенко придёт в норму и выйдет на сцену. И здесь хочется посоветовать Сергею Новикову сделать костюм Принца поярче – уж слишком сливается красный камзол персонажа с одеянием кордебалета и алой световой палитры.

В очередной раз балетмейстер Надежда Калинина доказала не только неиссякаемый талант хореографа, но и продемонстрировала удивительную зоркость режиссёра. Спектакль «Золушка» может смело претендовать на фестивальную программу. Постановка в трёх действиях стала триумфальным проектом Омского музыкального театра – благодаря огромной проделанной работе артистов и их требовательному руководителю.

Источник: https://kultura55.ru/culturedetails/zolushka-triumfalnaya-premera-muzyka...