Золотой балет Музыкального театра

"Вечерний Омск - Неделя" от 30.05.2019 11:33
Автор: Татьяна ПОПОВА

Премьера авторского балета Надежды КАЛИНИНОЙ на музыку Сергея Прокофьева «Золушка» состоялась 24 мая. Спектакль стал не просто удачей сезона, а одним из самых громких событий в театральном мире Омска.

Генерал в юбке

Волшебство, красота, торжество человеческого гения – так можно охарактеризовать премьеру. «Золушка» уникальна тем, что дает возможность каждому артисту раскрыться по-новому, продемонстрировать не только технику, но и драматический талант. Более того – автор либретто, главный балетмейстер театра Надежда Калинина поставила спектакль на несколько составов, дав возможность некоторым артистам выучить партии и воплотить образы нескольких персонажей. Однако на момент выхода газеты «Золушку» играл только один состав, о нем и пойдет речь.

В неожиданном облике предстал перед зрителем солист Музыкального театра Сергей ФЛЯГИН – заслуженному артисту России досталась роль Мачехи. Премьер омского балета органично существует на сцене в неожиданном амплуа властной женщины, которая дурно воспитана, но прекрасно знает о своей эффектности и умело ею пользуется. Такое решение образа Мачехи придает комические краски сказке и открыто демонстрирует не задумывавшемуся ранее зрителю, что артист балета – в первую очередь артист. Основные партнерши Мачехи по злодеяниям – ее дочери Кривляка и Злюка, роли которых блестяще исполнили Анастасия РОМАНОВА и Анна МАРКОВА. На сцене артистки не выходили из образа ни на минуту, в момент отсутствия у них танцевальных партий по жестам и мимике зритель все равно считывал отношение героинь к происходящему. Стоит ли говорить, что балетные партии также исполнялись с полным эмоциональным погружением в историю.

Хрупкость и задор

Роль главной героини исполнила Екатерина ЖИГАЛОВА. Ее Золушка – невесомая, хрупкая, хрустальная героиня, при всей своей изящности обладающая стальной стойкостью характера. Крепкий внутренний стержень, однако, не мешает героине парить и летать в воздухе, сольные партии Золушки – это отдельное эстетическое наслаждение, ее танец завораживает и вместе со сказочным характером демонстрирует блестящую технику балерины.

Партию Принца в премьере должен был танцевать солист Музыкального театра Андрей Матвиенко, однако артист на время сошел с дистанции – дала о себе знать старая травма. В спектакль срочно был введен солист Национального Большого театра оперы и балета республики Беларусь Юрий КОВАЛЕВ (Минск). Молодой солист уже носит звание заслуженного артиста Республики, и недаром. Хореографическая техника Ковалева безупречна. Его Принц – полный жизни юноша, демонстрирующий задорный характер и нежную влюбленность.

Роль Короля в балете исполняет Антон ЗАВЬЯЛОВ, и это еще одна уникальная особенность «Золушки». Однажды Надежда Калинина зашла в балетный класс, где вместе с остальными занимался и Завьялов. Увидев, как старательно артист работает, главный балетмейстер театра предложила ему исполнить роль Короля. Антон согласился с удовольствием, но страшно волновался перед премьерой. Нет, на сцену он выходил уже огромное количество раз, но в балете – впервые. Вся соль в том, что Завьялов работает в труппе Музыкального театра седьмой год, но до сей поры числился только в списке вокалистов – омичам хорошо знаком его глубокий бас. Теперь, по-видимому, театру придется включать Антона еще и в список балетной труппы, поскольку никакого подозрения в том, что на сцене вокалист, а не танцовщик, у зрителя даже не возникает – абсолютно комфортное и мастерское исполнение роли.

Счастье рядом

Роль еще одного второстепенного, но яркого персонажа исполнил Валентин ЦАРЬКОВ. На сцене он появился в образе Продавца механических изобретений, и, оправдывая свое звание солиста труппы, сразу привлек внимание зрителей. В каждом жесте и повороте головы харизматичного персонажа так и читалось: шарлатан, мистификатор, проникнет в душу и возьмет свое. Этакий граф Калиостро и Сальвадор Дали в одном лице.

Настоящим же властителем разворачивающейся на сцене истории предстал Александр ШЕВЕРОВ. Артист исполняет роль Волшебника, и даже когда он незаметен и теряется среди своей свиты и гостей на балу, зритель ощущает незримое присутствие того, по мановению жезла которого крутятся все шестеренки этого сказочного мира.

Шестеренки здесь везде – на стенах, потолках, на костюмах и шляпах главных героев. Художник-постановщик спектакля Сергей НОВИКОВ поместил действие «Золушки» в пространство фэнтези и стимпанка, придумал яркие костюмы с множеством деталей и грандиозные движущиеся декорации. Облик сказки получился по-настоящему магическим и столь же потрясающим, сколь и хореография Надежды Калининой – невероятно сложная в своей точности и кажущейся простоте, где нет ни одного бессмысленного взмаха руки, и можно не читать либретто: язык танца выражает все предельно доступно.

Из незначительных минусов спектакля можно отметить обилие красного цвета в сценах королевского бала: свет софитов и наряды гостей сливаются с декорациями и иногда не позволяют разглядеть в толпе танцующих Принца, тоже облаченного в красные одеяния. Впрочем, возможно, такова была задумка постановщиков. В конце концов, мы слишком часто не замечаем свое счастье, когда оно ходит совсем рядом. Героям этой сказки повезло заметить друг друга. Вечная история Золушки, нашедшей своего Принца, получила уже множество воплощений, и балет на сцене Музыкального – не самое простое, но одно из самых красивых среди этих воплощений. Спектак­лю уже сегодня можно предсказать успех у зрителей, славу и долгую сценическую жизнь.

Источник: http://omskgazzeta.ru/kultura/zolotoj-balet-muzykalnogo-teatra