Выигрыши и проигрыши Кречинского

Омск театральный, декабрь 2006

«На сцене Музыкального «идет Игра!»», - можно услышать в толпе довольных зрителей, расходящихся после нашумевшей премьеры… Действительно, в бешеном карточном азарте кружатся судьбы героев мюзикла «Свадьба Кречинского» А. Колкера, премьера которого состоялась в Омском государственном музыкальном театре 24, 25 и 26 ноября.
Берущая свое начало в литературной классике XIX века, тема Игры явилась актуальной не только для персонажей Гоголя и Достоевского, но и для современного общества: пристрастие к азартным играм – традиционное времяпрепровождение и представителей старшего поколения, и, главным образом, молодежи! Надеясь на крупный выигрыш, обезумевшие игроки просаживают целые состояния в игорных заведениях, страдая, по определению психологов, болезнью «игромания»…

Обличив посредством музыкально-сценического искусства низменные потребности и продажность человеческой души, Музыкальный театр, таким образом, откликнулся на животрепещущую тему, создав неординарный, современнейший спектакль, который явился новой волной и большим прорывом в музыкально-театральной деятельности.

Говоря об истории создания спектакля, режиссер - народный артист России Кирилл Стрежнев (г. Екатеринбург) отмечает 1974 год – год премьеры «Свадьбы Кречинского» А. Колкера в стенах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии в постановке своего педагога – В. Воробьева. Популярность музыкального спектакля росла с каждым аншлаговым представлением. Сам А. Колкер не пропускал ни одного спектакля, переживая за сценическую судьбу своего детища. Не перестал заботиться композитор о премьере «Свадьбы Кречинского» и по прошествии 30 лет. Прислав директору омского Музыкального театра - заслуженному работнику культуры России - Борису Ротбергу телеграмму из Санкт-Петербурга, А Колкер поздравил «талантливый коллектив с яркой премьерой!».

К. Стрежнев утверждает, что композитор А. Колкер и либреттист К. Рыжов «очень честно обошлись с пьесой А. Сухово-Кобылина, не разрушая сюжетную и смысловую линии. И изначально заложенная в материале фантасмогоричность очень удачно раскрывается посредством музыки». Действительно, музыкальная ткань спектакля изобилует богатством, разнообразием ритмов и жанров. Современное звучание оркестра под управлением главного дирижера театра Юрия Соснина словно освежило оркестровый репертуар новыми формами музыкального наполнения, и оркестр показал себя с совершенно неожиданной стороны. Открыв новые грани восприятия и исполнения современной музыки, оркестр в очередной раз подтвердил свою универсальность и мобильность. Особо хотелось бы отметить ударную и медную группы инструментов, на которых лежала основная ритмическая нагрузка, выполняющая формообразующую роль.

Переплетению музыкальных жанров соответствует и «полифоничность образов», которые, являясь главными, взаимодействуют друг с другом на протяжении всего действа. Однако, что вполне объяснимо, при этом остаются статичными по своему характерному наполнению, за исключением главного персонажа – Кречинского, образ которого поддается большой градации – от залихватской самоуверенности до горького отчаяния.

Авантюрист Кречинский поглощен карточной игрой, которая раскрывает в нем далеко не лучшие черты изворотливой натуры. Лауреат Всероссийских и Международного конкурсов Александр Хмыров блестяще справился с актерской игрой, показав всю одержимость и страстность главного персонажа. Риск – вот главная жизненная позиция Кречинского. Хитрость, уловки и лицемерие помогают Кречинскому завоевать доверие семьи Муромских и обворожить Лидочку, которую дипломант Международного конкурса, лауреат премии «Хрустальная роза В.Розова» Татьяна Боброва показала очень нежной, искренней и романтичной девушкой. Ведущая солистка театра, в очередной раз, подтвердив свою славу великолепной актрисы, восхитила омичей и прекрасным «хрустальным» голосом.

Также великолепен в роли Кречинского лауреат Всероссийского оперного конкурса и Международного конкурса молодых артистов оперетты и мюзикла им. В. Курочкина

(I премия) Андрей Данилов, который раскрыл Кречинского не только как изворотливого хитреца и страстного афериста, но и человека, жаждущего в глубине души истинного чувства. Но, влюбляясь в мечтательную Лидочку в исполнении Карины Чемирзовой, он не способен оценить искренность чувств и идет на подлость, заложив кольцо Лидочки и обманув всю добропорядочную семью провинциалов Муромских.

Муромский заслуженного артиста России Игоря Варнавина – домашний, заботливый отец. Заслуженный артист России Борис Шевченко в образ Муромского привносит еще и комические нотки, намеренно подчеркивая опекунскую строгость отца «уже 20 лет знающего, что его дочь невеста». Однако суровость воспитания растворяется в женской мудрости и обаянии тетушки Атуевой. В исполнении солистки театра Елены Тихоновой - это обаятельная, добродушная дама с характером, которая, также как и дочь, в глубине души мечтает о счастье. Прекрасно сливались голоса в технически сложном дуэте Атуевой (Е. Тихоновой) и Лидочки (К. Чемирзовой). Атуева заслуженной артистки России, лауреата Всероссийских и Международного конкурсов Ирины Трусовой - это еще и эффектная, обворожительная кокетка, не обходящая стороной «светское общество» и ухаживания молодого человека. Неоднозначная, драматически сложная роль была расцвечена и «ювелирной» вокальной партией, отличающейся большим диапазоном и обилием верхних нот.

Справедливость восторжествует, и Кречинский с ужасом на глазах теряет не только все материальное благосостояние, но честь, достоинство и, главным образом, любовь, которая могла спасти Кречинского от самого себя… Отчаянное «Сорвалось!», как роковое знамение, срывается с уст гениального шулера при виде беспощадного Полицейского (заслуженный артист России Георгий Базилевский, Павел Матусов).

Неотъемлемым персонажем, рычагом этого механизма азарта и мошенничества является изворотливый Бек – воплощение дьявольской хитрости, зла и мелочности души. Для народного артиста России Георгия Котова и заслуженного артиста России Владимира Миллера это была одна из самых нетипичных и сложных ролей. Характерный, но вовсе не комичный, а трагифарсовый персонаж: он и крупье, и ростовщик, и прикинувшийся нищий… Во всех ипостасях предстает дьявольское зло в образе Бека, что выявляет многогранность этого характерного персонажа. Однако она была блестяще сыграна и народным артистом России Г. Котовым, и заслуженным артистом России В. Миллером, которые раскрыли всю изворотливость этой страшной натуры.

Безумная игра в погоне за призрачным богатством не обошлась и без участия излюбленного гоголевского «маленького человека». Жалкий и беспомощный Расплюев (В.Грачунов, дипломант Международного конкурса П.Краснов), как и Башмачкин у Гоголя, живет своими «маленькими», никчемными мечтами, трепетно прислуживая у богатого господина.

Но не только Расплюев, но и персонаж Нелькин вызывает жалость у публики. Для заслуженного артиста России Анатолия Мотовилова эта яркая, характерная роль, можно сказать, родная, что было превосходно доказано зрителю. Однако совершенно неожиданным открытием в области актерской игры она явилась для народного артиста России Владимира Никеева, который славен в Омском театре в амплуа лирических персонажей. Небольшая, но яркая роль заикающегося Нелькина была блестяще сыграна любимцем омской публики.

Вообще, режиссерская мысль осуществлена таким образом, что в спектакле даже мелкие роли приобретают характер значимости, потому как все сплетено, едино, все дышит одним ритмом и идеей. Например, роль Щебнева (заслуженный артист России Георгий Салеидзе, Алексей Черноскустов) - это «фатумная» фигура, с которой и начинается, собственно, вся Игра! Введены в спектакль и молодые артисты театра – Александр Палицын, Андрей Самко (Тишка), Алексей Григорьев, Николай Глебов (Федор), проявившие себя как яркие, артистичные личности.

Режиссура народного артиста России К. Стрежнева решена таким образом, что, не меняя места и времени действия, спектакль очень современен и тематически актуален. Четко определяя поведение и характеры персонажей, режиссер очень удачно расставил драматургические акценты, превратив 2-х часовое представление в очень динамичный, напряженный и увлекательный трагифарсовый музыкальный спектакль.

Хочется отметить, что осуществление этого мюзикла в Омском музыкальном театре явилось для артистов еще одним шагом к актерскому мастерству и профессионализму. Спектакль насыщенный, сложный – и не только в смысле режиссерского воплощения «сатирической драматургии» и освоения артистами технических средств (все партии исполняются с использованием гарнитур (нательных микрофонов- примеч.автора)), но и в смысле глубокой психологической наполненности всего спектакля. Сам А.Сухово-Кобылин говорил, что «зритель, забавляясь и смеясь, должен содрогнуться». И в этом восприятии, надо отметить, особенность всего российского менталитета! Зритель приходит в театр сопереживать, сочувствовать тому, что происходит на сцене, и задачей режиссера и артистов, играющих роль Кречинского, является вызвать у зрителя не отвращение и презрение к этому персонажу, а жалость и сострадание к человеку, проигравшему не только собственное счастье, но и всю свою жизнь…

Что касается декорационного оформления спектакля, здесь, по замыслу режиссера, художник-постановщик Сергей Александров (г. Екатеринбург) придерживался модного сейчас стиля «минимализм». «Только в этом случае, - отмечает режиссер Кирилл Стрежнев, - акцент делается не на внешней атрибутике, а на содержательной и смысловой игре актера». Обилие золотого цвета подчеркивает манящую роскошь «денежного пространства» и дополняется оригинальными, яркими костюмами.

Усиливает сценическое напряжение современная хореография (хореограф-постановщик – лауреат Всероссийского и Международного конкурсов хореографов Людмила Цветкова, г. Иркутск) и заводная, пульсирующая музыка А. Колкера, которая и после представления остается жить в памяти механистическими репликами «игра, игра, идет игра!».

Находящийся в постоянном движении хор (под управлением главного хормейстера театра – заслуженного работника культуры России Татьяны Бобровой) превосходно справился со сложностью музыкальных ритмов и форм колкеровского мюзикла, превратив премьерный спектакль в зажигательное зрелище с животрепещущей темой коварных оков игры, поглощающей мир. «Подлость и мошенничество в худом сюртучишке подьячего – жалки, гадки, да не опасны. Вот страшно, когда подлость в тонком фраке, в белых перчатках, чужим добром сытая входит в честный дом!» (А.Сухово-Кобылин)…

P.S.: Удивительно, что премьера этой пьесы А. Сухово-Кобылина состоялась тоже 24 ноября в Малом театре ровно 151 год назад. Что это – удачное стечение обстоятельств или звездное предзнаменование?…