"Аргументы и Факты" в Омске" от 20 июля 2022
Автор: Альбина Ниязова
Омские театры уходят на заслуженные каникулы. Пока одни труппы готовятся к следующему сезону, в музыкальном театре продолжаются репетиции премьерного спектакля «Граф Калиостро».
Гений на новый лад
Омичам представят необычную постановку 21, 22 и 23 июля. Режиссёр и исполнители ведущих ролей рассказали, чем удивит грандиозная премьера.
Что первое приходит на ум, когда мы слышим имя Микаэла Таривердиева? Конечно, это легендарные саундтреки к советской классике кинематографа: «17 мгновений весны», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Король-олень» и другие. Мало кто знает, что этот гениальный композитор написал не менее гениальную академическую музыку. Однако шанс познакомиться с новым амплуа любимого творца есть. И предоставит его Омский музыкальный театр.
Сюжет «Графа Калиостро» перенесётся во времена перестройки. Время перемен, витающее в воздухе, словно подталкивает главного героя к авантюре. Собственно говоря, действующего персонажа - работника музея Алексея (Андрей Тульников) - угораздило влюбиться в портрет дамы XVIII века Прасковьи Петровны (Юлия Соловьёва). Согласно рассказу Алексея Толстого, маг и авантюрист Граф Калиостро (Джени Окропидзе) оживляет старинную картину, а затем на сцене начинается абсурд. Отметим, что действие происходит в музее, расположенном в старинной усадьбе.
Комичность затеи проявляется в столкновении музыкальных стилей: напыщенность барокко сменяется строгим и ритмичным речитативом. А канувший в историю неоклассицизм пытается ужиться с советским модерном. К тому же ожившей картинной женщине из далёкого XVIII века тяжело понять общественной уклад конца прошлого столетия.
«Замечательное произведение и либретто. И у нас есть всё для постановки: голоса, клавиры, партитуры. Это действительно непростой вокальный материал, - рассказал режиссёр-постановщик Александр Лебедев. - Внутри кажущейся лёгкости есть очень сложные партии, встречаются и жанровые изыски: барочная стилизация, почти рэп, речитатив секко, мелодекламация, клавесин в составе оркестра. Полистилистика - вот как можно охарактеризовать музыкальный стиль этой оперы».
Самое интересное в спектакле - столкновение двух реальностей. Ведь оживить портрет - это ещё полбеды. Как рассказывал сам композитор, «было интересно посмотреть, как поведут себя современные люди, как поведёт себя в сегодняшней жизни дама XVIII века. Нам было интересно оживить в нашей театральной «коробочке» и типичного директора музея, и аспиранта Алексея, и даже милиционера, столкнуть речевую и музыкальную стилистику XVIII и XX веков...»
Характерами не ужились
Как признались исполнители ведущих ролей, главные герои постановки отнюдь не близки их характерам. Так, Юлия Соловьёва подчеркнула, что Прасковья Петровна дама весьма капризная, жестокая, со своеобразным характером. Настоящая стерва на сцене омского театра. Но работать над такой сложной ролью было интересно. Андрей Тульников подметил, что не смог бы поступить так, как его персонаж, но по мере развития сюжета герой проходит внутреннее развитие, что делает его глубже и интереснее.
Стоит сказать, что для Андрея Тульникова это будет первая большая роль в омском театре. Молодой человек окончил Санкт-Петербургскую консерваторию, во время пандемии он вернулся к родителям в Омск, а затем был принят в труппу музыкального театра.
Фишка «Графа Калиостро» в расположении оркестра. Режиссёр пояснил, что музыканты будут находиться не в привычной всем яме, а за сценой, что усложняет работу. Оттого и название спектакля - «камерный».
Александр Лебедев надеется, что постановка приблизит нашего зрителя к миру оперы, ведь, как сказал сам режиссёр: «омская публика - не оперная».
Источник: https://omsk.aif.ru/culture/culture_theatre/vremya_peremen_na_omskoy_sce...