Волна и камень, лед и пламень...

"ВОмске" от 14 июня 2021
Автор: Елена Петрова

«Евгений Онегин» и «Попрыгунья», опера и мюзикл, монументальное и минималистичное, классика и современность.

Каюсь, давно не бывала в Музыкальном театре, не видела постановок нового главного режиссёра Александра Лебедева. Пришла пора наверстывать упущенное! И вот свершилось: «Евгений Онегин» и «Попрыгунья», опера и мюзикл, монументальное и минималистичное, классика и современность. «Волна и камень, лёд и пламень не столь различны...». Уже это интересно: театр пробует разное, а значит, каждый новый спектакль — вызов для творческого коллектива.

«Онегин» захватывает сразу и не только знакомой «до прожилок, до детских припухлых желез» музыкой Петра нашего Ильича Чайковского, но и сценографией Сергея Новикова. Усадьба Лариных кажется такой знакомой! Благодаря свето-теневым эффектам, зеркальным отражениям напоминает то графические, то живописные известные иллюстрации к роману. И сердце зрителя сразу откликается на это родное: и музыку, и стихи, и «картинку».

Конечно, «Онегин» — это каждый раз экзамен на творческую состоятельность труппы. И постановщикам, и исполнителям удались массовые сцены, где задействованы и хор, и балет. Мила комическая интермедия с господином Трике (Вадим Невзоров) на именинах Татьяны. Здесь он почти «рыжий клоун», что некоторым зрителям, судя по обсуждениям в антракте, показалось перебором. Видимо, так постановщик хотел подчеркнуть простоту нравов деревенского бала.

Среди женских партий моим фаворитом стала няня Филиппьевна (Наталья Емельянова): и голос, и актёрское воплощение этой партии были, на мой вкус, лучшими. Хорош и дуэт Филиппьевны и Лариной-матери (Ирина Трусова) в первом акте. Впечатлили мужские партии: князь Гремин (Никита Мухин), секундант Ленского Зарецкий (Антон Завьялов), ну и, конечно Онегин (Алексей Григорьев) и Ленский (Сергей Кузьмин). Последний — приглашённый солист Михайловского театра, красивый мягкий тенор. Его приглашение, надеюсь, связано с желанием главного режиссёра поднять общую планку исполнительского мастерства, ведь всем остальным приходится соответствовать его уровню или, по крайней мере, стремиться к этому. В мужских партиях это, в целом, удалось.

С «Онегина» мы уходили с тёплым чувством, какое бывает после встречи с родственником, которого давно не видел. Что ж, будем чаще встречаться!

«Попрыгунья» — мюзикл по одноимённому рассказу Чехова. Сделан он в совсем другой манере. Скромная, минималистичная сценография и костюмы — в эстетике модерна, царившей на рубеже 19-20-го веков, то есть, во времена чеховских героев, а вот музыка нашего современника Антона Конопелько напоминает, скорее, голливудские мюзиклы, но не богатством музыкальных тем и сложностью аранжировок, а прорывающимися «гершвиновскими» блюзовыми интонациями. Не случайно состав музыкантов в этом спектакле соответствует эстрадному оркестру.

Такое «сочетание несочетаемого» определено, видимо, режиссёрским решением. Историю легкомысленной Ольги Ивановны рассказывают два литератора (Илья Скляров, Вадим Невзоров). Они и становятся главными героями, перевоплощаясь по очереди во всех богемных гостей Ольги Ивановны. Порой, они, как светские сплетники, делятся своими наблюдениями, порой — в творческих муках придумывают то, чему не могли быть свидетелями. Но в целом они иронически относятся к тем, о ком рассказывают, и эта ирония достигает эксцентрического накала, оправдывающего смешение стилей.

Этот подход сразу же делает несерьёзными все метания Ольги Ивановны (Кристина Дёмина) и её роман с Рябовским (Джени Окропидзе). При этом Дымов (Александр Серков) существует как бы отдельно от всего этого смешного богемного мира, у него даже нет вокальной партии. Во втором действии, когда становится известно о болезни Дымова, ироничные рассказчики умолкают, превращаясь в молчаливых докторов, посещающих коллегу. Голос автора переходит к другу Дымова Коростелёву (Константин Черных), он-то и рассказывает о том, что заболел Дымов, спасая мальчика, что был он надеждой медицинской науки, «великий, необыкновенный человек». Здесь общее настроение спектакля меняется от иронического к проникновенно-искреннему, чему способствует, конечно, осознанная всеми нами за последний год миссия врачей как самоотверженных спасителей.

Из зала публика выходила притихшей, но уже на ступенях у театра разгорались споры: одни категорически не принимали «омузыкаленного» Чехова, другие, наоборот, выражали восхищение актёрскими работами, особенно — парой рассказчиков. Кто-то даже воскликнул: «Надо перечитать!». И это — лучший финал спектакля)))

Да, пожалуй, стоит чаще ходить в Музыкальный. А тут ещё увидела сюжет Татьяны Суровой на ГТРК «ИРТЫШ» о триумфе нашей «Эсмеральды» на фестивале балета в Челябинске. Поставлен он был ещё в «долебедевскою» эпоху, но хореограф-постановщик Надежда Калинина — и сегодня главный балетмейстер нашего Музыкального. Судя по кадрам, показанным по ТВ, там и сценография очень интересная, и костюмы, и хореография: оживают даже горгульи собора Нотр Дам. Надо идти!

Источник: http://vomske.ru/blogs/21950-volna_i_kamen_led_i_plamen/