БК55 от 29 Марта 2018
Автор: Мирра Миронова, фото: Александр Катаев
Балет «Эсмеральда» задумывали еще при руководившем коллективом Борисе Ротберге, но реализовали уже при Нэлли Бут.
Процесс создания хореографического произведения по мотивам романа Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» столкнулся с человеческим фактором. Сначала главный балетмейстер Надежда Калинина, и без того латавшая кадровые «дыры» в балетной труппе самого большого Омского театра, узнала об интересном положении ведущей артистки Нины Маляренко.
А балет-то изначально планировался на Маляренко в заглавной партии. Потом уже перед премьерой случилась трагедия в Кемерово. Этический вопрос играть или не играть новый спектакль на публику в день траура в коллективе Нэлли Бут был решен однозначно: премьеру перенесли.
Тем не менее, первый показ «Эсмеральды» на публику 27 марта состоялся. Поклонники Омского музыкального соскучились по своим любимцам. И в театре постарались превратить их визит к ним в праздник: работали в фойе две зоны для фотографирования, балетоманы с удовольствием запечатлевали себя и на фоне костюмов в театральном музее на третьем этаже. В общем атмосферу создали.
Что же касается непосредственно спектакля, то ярким и запоминающимся можно назвать оформление сцены от главного художника театра Сергея Новикова. В его самой свежей работе привлекает все, начиная от занавеса и заканчивая задником сцены. Новиков же являлся и автором костюмов. Массовка в гардеробе от него была хороша, а вот приглашенному из Саранска солисту Максату Толомушеву, станцевавшему партию Феба де Шапотера, повезло меньше.
Максат Толомушев Толомушев в тренировочном костюме производил впечатление хорошо слаженного и физически крепкого танцовщика, в сценической же одежде все эти достоинства растерял.
К тому же построение декораций не позволило 190-сантиметровому артисту показать всю широту движений, ему как будто было тесно. От этого некоторое мельтешение, незавершенность движений. Поклонники Валентина Царькова, который на первой премьере станцевал партию Квазимодо, недоумевали, почему красавца Феба не дали исполнить ему. Но Калинина ранее заявила, что хотела бы попробовать Царькова в другом амплуа.
А вот кордебалету, за который Надежда Калинина в виду недостатка исполнителей очень боялась, можно смело сделать комплимент. Артисты работали слаженно, держали линии. И хотя их выходы пока смотрятся, как вставные номера в концерте, они очень украшали действие.
Исполнившую партию Эсмеральды вместо Нины Маляренко петербурженку Екатерину Жигалову балетоманы Омска встретили тепло. Жигалова очень сценична.
Если касаться подбора музыки, то Надежде Калининой удалось выбрать очень яркие произведения композиторов 19-20 веков.
«В Омске будет использована симфоническая музыка. Берлиоз, Равель, Дебюсси. Возможно, я не смогу обойтись без немецких композиторов, таких как Малер. Но буду искать до последнего, чтобы не столкнуться с этим гением», – заявила еще задолго до премьеры г-жа Калинина. Заметим,что цельного впечатления музыкальное сопровождение пока не производит. Но надо понимать, что все-таки это балет, в основе которого не одно произведение определенного автора, как делается обычно. Тогда у композитора есть развитие сюжета, уже заложенное при написании. В данном случае нюансы возможны.
Источник: http://mc.bk55.ru/news/article/16903/