«Вечерний Омск-Неделя» от 03.04.2018
Автор: Татьяна Попова, фото: Сергея Сапоцкого
Музыкальный театр представил долгожданную премьеру – авторский балет Надежды КАЛИНИНОЙ «Эсмеральда». Впрочем, назови Калинина свою постановку «Фролло», нисколько бы не погрешила против истины.
Та самая цыганка
Выпуск балета, о котором так много и долго говорили, приурочили к Международному дню театра, 27 марта. Подогреваемая полгода интрига себя оправдала: три спектакля прошли при полном аншлаге, следующие показы «Эсмеральды» теперь только через месяц, 17 и 18 мая, и билеты уже раскупаются. Публика воспринимает спектакль с восторгом, крики «браво!» звучат и в середине спектакля, после особенно впечатляющих сольных партий.
В образе Эсмеральды блистает – по-другому и не скажешь – приглашенная из Санкт-Петербурга балерина Екатерина ЖИГАЛОВА. Ее десятилетний опыт работы в театре балета Бориса Эйфмана, в котором ленивый артист не протянет и дня, виден невооруженным глазом. Это артистка с большой буквы, балерина крупным шрифтом: точное попадание в образ, безупречная пластика, гармоничное существование на сцене. За всем этим, безусловно, лежит тяжелый труд. Партия Эсмеральды сложнее всех остальных хотя бы потому, что она умножена на два: два состава танцуют Квазимодо (Валентин Царьков, Сергей Флягин), Феба (Максат Толомушев, Андрей Матвиенко) и Фролло (Валентин Царьков, Андрей Матвиенко), а цыганка на всех одна. Вторая исполнительница роли Эсмеральды, прима омского музыкального Нина МАЛЯРЕНКО, пообещала выйти не раньше следующего сезона.
Напомним, под Маляренко изначально и готовился этот балет, но вскоре артистка сошла со сцены, ожидая пополнения в семье. Тогда это показалось Калининой катастрофой, но отступать было некуда, срочно пришлось искать замену. И сегодня хореограф-постановщик благодарит судьбу: говорит, работа с Жигаловой – величайшее наслаждение, ведь это артистка, с полуслова понимающая балетмейстера. И как бы Калинина ни уверяла, что роман Гюго – лишь отправная точка, а дальше полная фантазия хореографа, Омску все же явилась та самая Эсмеральда из бессмертного произведения французского писателя. Это не роковая красотка, какой ее делал Голливуд, а образ чистого и светлого дитя, искренне влюбленного, но получающего предательство в ответ; само воплощение жизнелюбия, столкнувшееся с мрачной реальностью и погибшее от ее рук. Все это – в хореографии Калининой и в актерском таланте Жигаловой.
Звёздная роль
Вторым важнейшим героем сюжета Гюго в интерпретации Калининой стал не Квазимодо, а настоятель собора Парижской Богоматери. Клод Фролло практически всегда на сцене, через него проходят все персонажи, у него – самые впечатляющие сольные партии и едва ли не самый интересный характер. Судя по всему, по-режиссерски Калинина влюблена в этот персонаж. И выбор Андрея МАТВИЕНКО на эту роль оказался попаданием в десятку. Во втором составе этому же артисту досталась роль Феба, но станцевать капитана королевских стрелков для Матвиенко – раз плюнуть, подобных «принцев» у него за плечами хватает. В роли Фролло солист музыкального раскрыл перед зрителями новые грани своего дарования. Высокомерие и гордыня, мучения от испепеляющего чувства, внутренняя борьба и внешняя жесткость… Матвиенко танцует так, будто говорит: кажется, в движениях даже слышен суровый голос этого человека в рясе. Кстати, хореография у Калининой в «Эсмеральде» точна до диалогичности. Чтобы понять происходящее на сцене, даже либретто не нужно: в движениях читаются реплики героев.
Валентин ЦАРЬКОВ, танцующий Фролло в другом составе, безусловно, справится с этой ролью. Но когда уедет приглашенный из Саранска Максат ТОЛОМУШЕВ, музыкальный потеряет не Феба – в первую очередь театр потеряет Фролло. Потому что Матвиенко ничего не останется, как танцевать капитана королевских стрелков – только он из омских артистов (хочется надеяться, пока) играет Феба в другом составе. А эта роль кажется пресной – теперь, после затмевающего всех, кроме разве что Эсмеральды, священника Фролло. Удалось затмить даже заслуженного артиста России Сергея ФЛЯГИНА: Квазимодо в его исполнении мало заметен, особенно в первом акте. Впрочем, образ горбуна меркнет под мощью характера, переданного Матвиенко – возможно, в этом и есть задумка постановщика. Не стоит забывать и о том, что исполнителям роли Квазимодо, стройным и статным танцовщикам, поставлена нелегкая задача: быть хромым и горбатым, при этом хореографическую составляющую никто не отменял. По-настоящему личность Квазимодо раскрывается только ближе к концу балета, и самая сильная сцена – финальная, танец звонаря с мертвой возлюбленной на руках. Но в калининской «Эсмеральде» горбун не самый главный герой, однозначно. Хотя Валентин Царьков в этой роли окончательно закрепил за собой статус любимца публики: она стала по-настоящему звездной для солиста омского балета, собирающей овации в театре и восторженные отклики зрителей в соцсетях.
Ложка дёгтя
Увы, но Феб подкачал. Приглашенный солист Саранского музыкального театра им. И. М. Яушева Максат ТОЛОМУШЕВ справился с характером молодого и самовлюбленного персонажа, но допускал такие погрешности в технической стороне танца, что видны даже неискушенному зрителю. То ли наш театр оказался слишком тесен для высокого ростом артиста (в Саранске сцена намного больше), то ли сцена омского музыкального и впрямь, как ходят слухи, вся в щербинах и выбоинах, что танцевать невозможно… А может, артисту нездоровилось – но не заметить спотыканий приглашенного танцора просто было невозможно. Еще и костюм подвел. В некоторых сценах Феб является в… как бы поточнее назвать? Доспехах в виде шорт на подтяжках. И выглядит при этом, по моему скромному мнению, нелепо. И это единственный минус в восприятии визуального оформления спектакля – в остальном работа художника-постановщика Сергея НОВИКОВА вызывает только восхищение. Костюмы и особенно сценографию описывать нет смысла: этот масштаб нужно увидеть хотя бы один раз. Уверена, многие зрители пойдут на этот балет снова и снова, как минимум чтобы увидеть разные интерпретации в исполнении обоих составов. Создатели «Эсмеральды» обещали событие в театральном мире, и оно случилось.
«ЭСМЕРАЛЬДА» В ЦИФРАХ
– 130 костюмов
– 90 пар обуви
– 250 свечей
– 750 квадратных метров фоновых декораций
– 2,5 километра конструкций
Источник: http://omskgazzeta.ru/kultura/triumf-pod-svodami-notr-dama