Тайны «Зазеркалья»

Журнал «Читалка», ОмГТУ № 88 – Театральное путешествие в стиле «классика»
Автор: Валерий Филимонов, заведующий литературной частью Омского государственного музыкального театра

72 сезон для Омского государственного музыкального театра ознаменовался не только премьерами, но и рождением необычного проекта, приуроченного к Году театра в России, – музыкально-театрального салона «Зазеркалье». Молодежь – самая сложная, но самая необходимая аудитория проекта. Вместо уроков об опере – живой звук. Вместо класса или аудитории – зеркала, красный бархат и театральный полумрак с мерцанием свечей. Вместо учебного плана – понимание. Театр хочет увлечь зрителя, сформировать сообщество любителей классического искусства, привлечь внимание молодой аудитории к Омскому музыкальному театру.

Три музыкальные орбиты

В рамках проекта были представлены три программы. Первая – «Пушкинская нота в русской музыке». Сначала атмосферу XIX века в гостиной создают романсы поэта: лирические, иронические и даже мистические. Вторая половина вечера открывает для слушателей оперного Пушкина: звучат ариозо Ленского, ария Онегина, сцена письма Татьяны и др.
Вторая программа – «Истории женщин, покоривших музыкальный мир». Этот концерт объединил героинь двух опер («Кармен» и «Травиата») из репертуара Омского государственного музыкального театра. Кармен и Виолетта предстают без традиционных оперных штампов и сценических условностей. Остается главное – отношения между мужчиной и женщиной и душевные метания героинь. Перед нами любящие, страдающие, противоречивые, сомневающиеся женщины. У них абсолютно разные истории жизни, но такой схожий финал! Любовь и красота не приносят счастья, они становятся причиной трагедии.
Третья программа – «Нескучная опера. От маски к арии» – рассказывает о рождении комической оперы. В репертуаре нашего театра оперы «Влюбленные обманщики», «Севильский цирюльник», «Служанка-госпожа», оперетта «Летучая мышь» и другие жемчужины жанра. Начинается вечер неожиданно – фрагментом из трагедии (арией Дидоны или Клеопатры). Это выразительный способ показать эволюцию жанра. В своем комическом воплощении опера сохранила колоратурный стиль, виртуозные пассажи, патетику, но использовала эти средства для выражения юмористического эффекта. Это становится особенно заметно, когда две разножанровые вещи исполняет одна певица.
«Зазеркалье» – это музыкально-театральный салон, где приоткрываются не только тайны композиторского, режиссерского и актерского мастерства, но и самого языка оперы.

Роман с публикой

Спеть одновременно всему залу и каждому из пятидесяти зрителей отдельно – сверхзадача артиста. О своём опыте участия в проекте рассказывает солистка театра Елена Билык: «Когда мы выходим на сцену, то не видим зала, не общаемся со зрителем. Софиты светят в глаза, ты смотришь только на партнера и дирижёра. А тут прямой контакт со зрителем!» Кирилл Кириллов, участник почти всех «зазеркальных» концертов, рассказывает о подборе репертуара программ: «Что-то было из багажа¸ наработанного за годы учёбы. Что-то – из недавно выученного. Например, каватину Фигаро готовил для театрализованного концерта «Романтический круиз», баллада Томского – из проекта «Четыре сезона для оперы. Осень». Для Елены Комаровой проект оказался на эмоциональном и энергетическом уровне чем-то совсем новым. Опера превратилась в музыкальное угощение, изысканно и искусно сервированное: «Это похоже на захватывающий роман с публикой! Особенно, когда зрители приходят не в первый раз. У них появляются фавориты среди солистов. И мне кажется, артисты это чувствуют. В опере выступление певца – бег на длинную дистанцию, где важно грамотно рассчитать силы, а здесь, спринт – за три минуты надо рассказать всю историю, всю драму. Тут концентрируешься, думаешь, как эффектно представить заключенную в опере коллизию. Эмоции становятся ярче, страсти накалены!»

И в то же время территория Зеркального зала – без подмостков, оркестровой ямы, кулис и декораций – все равно остается сценой! Программы концертов по большей части построены на репертуаре театра, они – мост к спектаклю, катализатор желания услышать оперу целиком.

Отражения

Проект уже вышел за стены театра. В рамках культурной акции «Ночь в музее» мы представили программу «Истории женщин, покоривших музыкальный мир» в историческом парке «Россия – моя история». Впереди две новые программы. Первая – «Серебряная лира» – посвящена поэзии Серебряного века. Будет звучать музыка композиторов-классиков ХХ века и омских авторов - наших современников.

Вторая посвящена оперетте. И если романсы на стихи А. Ахматовой, С. Есенина, Н. Гумилева, М. Цветаевой как нельзя лучше вписываются в камерный формат встреч при свечах, то оперетте эти лекала могут оказаться узки. Делится музыкальный руководитель проекта, главный дирижёр театра Юрий Соснин: «Как только речь заходит об оперетте, встает вопрос об участии режиссёра. Оперетта любит простор, это танец, это движение. Чтобы оперетта в формате камерного зала обрела жизнь, кроме набора известных вальсов и чардашей нужно очень грамотное и небанальное постановочное решение».

Но тем интереснее задача для режиссёров и артистов! Значит «Зазеркалье» снова удивит новыми бликами и отражениями.