Вечерний Омск от 18 января 2023
Автор: Татьяна Попова
В Музыкальном театре 15 января прошли благотворительные показы оперы Хакасской филармонии «Зори здесь тихие» в постановке режиссера Мариинского театра Ольги МАЛИКОВОЙ. В спектакле приняли участие студенты из Луганска, влившиеся в постановку буквально за два дня.
Пронзительное звучание оперы Кирилла Молчанова, исполняемой молодыми голосами под живой оркестр, не оставило равнодушным никого: сотни пар глаз в зрительном зале Музыкального театра блестели от слез. Спектакль Ольги Маликовой – это манифест о том, что женщина и война несовместимы. И особенно больно, когда столь страшная судьба обрушивается на совсем юных девочек.
Постановка Хакасской республиканской филармонии им. В.Г. Чаптыкова приехала в Омск в рамках межрегионального благотворительного творческого проекта «Зори Сибири – вместе с Донбассом», который включает в себя гастроли по сибирским городам, общение луганских студентов с ровесниками из творческих учебных заведений Абакана, Томска и Омска, обмен полученными знаниями и опытом, культурную и образовательную программы.
В безопасных условиях
Премьера оперы состоялась в Хакасской филармонии в ноябре 2020 года, в постановке заняты более ста артистов: как профессиональные солисты филармонии, так и те, кто пока еще только на пути к профессии – студенты Института филологии и искусства ХГУ им. Н.Ф. Катанова. А в январе 2023-го к команде спектакля присоединились студенты Луганской академии культуры и искусств имени М. Матусовского – парни и девушки, которые знают о бомбежках не понаслышке. Дети, выросшие в состоянии войны.
– Когда я брала луганских ребят в спектакль, то понимала, что эта работа станет для них своеобразной психотерапией – где они в безопасных условиях сцены, с безопасными партнерами могут вытащить наружу ту боль, которую закрывали, прятали внутри с 2014 года, – рассказывает режиссер Ольга Маликова.
Личная миссия
Позже признание одного из луганских участников спектакля подтвердило мысли режиссера: парень рассказал, что разыгранные партнершами мизансцены вызвали в нем воспоминания о собственном опыте. И о мысли, которая в тот тяжелый момент крутилась в его голове: мы просто хотим жить. Об этом и спектакль Хакасии – человек должен жить.
– Перед выходом на сцену мы делаем со всеми ребятами своеобразный энергетический круг: беремся за руки, чтобы почувствовать себя единым организмом и здесь и сейчас сыграть спектакль хорошо. В такие моменты я всегда говорю себе: я в этом спектакле для того, чтобы рассказать зрителю, что такого больше не должно повториться, – объясняет девушка из Луганска, студентка академии культуры и искусств имени М. Матусовского Елена Мосьпан. – Наверное, поэтому мы так быстро вошли в состав труппы – смогли прочувствовать материал. Запоминая слова из арий, я напевала их в быту, и они до сих пор вызывают щемящее чувство.
Ребята из Луганска влились в состав спектакля за два дня: все партии хора дома выучили, а 4 января только прилетели в Хакасию и включились в репетиции. Репетировали с утра до вечера, и 6 января уже состоялся генеральный прогон, во время которого ни режиссер, ни дирижер Вячеслав Инкижеков ни разу не остановили артистов.
Понимание женской сути
Опера «Зори здесь тихие» Хакасской филармонии – авторское прочтение произведения композитора Кирилла Молчанова, не опера в привычном смысле слова: без плотных, жирных оперных голосов, но с нежными девичьими тембрами, с драматическими вставками, звуковыми эффектами и придуманной режиссером сценографией с метафорическими декорациями-трансформерами. Тексты для драматических эпизодов Ольга Маликова тоже писала сама, компилируя цитаты из повести Бориса Васильева и книги Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». По заданию режиссера, для более полного погружения в пережитое героями, эту книгу в процессе работы над спектаклем прочитал каждый артист.
– Мне всегда интересна психологическая мотивация персонажей: я интересуюсь, что было внутри у этих девочек, что сподвигло их пойти на войну, какая у каждой боль. Наш спектакль – это мое понимание женской сути каждой из героинь, – говорит режиссер. Так в опере появилась довоенная жизнь Гали, Лизы и остальных зенитчиц; возникли придуманные Маликовой персонажи: мать, жена и ребенок старшины Васкова, мать и отец Лизы, обитатели минского гетто. Конечно, есть в спектакле любовь в разных ее проявлениях: и женщины к мужчине, и материнская любовь.
А персонификации войны нет. Нет ни одного фашиста, ни одной немецкой каски – но в каждой мизансцене чувствуется эта угроза, вдавливающая зрителя в кресло и наполняющая глаза слезами.
НА ТЕМУ
Солист Омского музыкального театра Михаил Дергилев готовит собственный проект на тему сегодняшних событий – спектакль-реквием «Память». Он рассказывает об ушедших людях, помогавших Донбассу: первом главе ДНР Александре Захарченко, актере Сергее Пускепалисе, журналистке Дарье Дугиной и других. Артист Дергилев и режиссер Александр Лебедев планируют закончить эту работу в январе, а затем подать заявку на Всероссийский фестиваль моноспектаклей «ЧАТ», который пройдет в Омске с 1 по 5 апреля.
ПОДРОБНОСТИ
Межрегиональный благотворительный творческий проект «Зори Сибири – вместе с Донбассом» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Все собранные от показов средства пойдут на помощь новому региону России. Как сказала режиссер спектакля, «культура поддержит культуру»: деньги передадут в Луганскую государственную академию культуры и искусств на развитие кафедры театрального искусства – на постановку учебных спектаклей, покупку реквизита, костюмов, изготовление бутафории.
Источник: https://omskgazzeta.ru/rubrika/kultura/sto-artistov-pokazali-v-omske-zor...