NGS55.RU от 6 АВГУСТА 2020, 07:50
Автор: Ирина Буркина
Фото: Елена Латыпова
Один из символов Омска сначала стал долгостроем, а потом обзавёлся терракотовой крышей
Стоит произнести лишь одно слово «трамплин», и любой омич сразу же понимает, о каком здании идёт речь. Музыкальный театр — один из самых ярких представителей советского модернизма на территории современной России и ещё один архитектурный символ нашего города. Редкий омич в детском возрасте не представлял себя скатывающимся на санках с крутой крыши этого здания. Редкий турист не удивлялся его космической красоте. О нём сочиняли загадки (а вы знаете, сколько лыжников одновременно может спуститься с терракотового трамплина?) и писали в учебниках по архитектуре.
История строительства Музыкального театра началась в семидесятых годах. Назревал вопрос о строительстве нового здания Омского театра музыкальной комедии — в те времена он находился на пересечении улиц Ленина и Чкалова и постепенно становился слишком тесным для зрителей и актёрской братии.
Разработку проекта поручили москвичам. Смелую и неординарную конструкцию придумали сотрудники Центрального научно-исследовательского и проектного института жилых и общественных зданий. Именно благодаря им Омский музыкальный театр одновременно напоминает и концертный рояль, и парусный корабль, а ещё изобилует инновационными для того времени решениями. Одним из авторов проекта здания является супруга известного актёра Александра Ширвиндта — Наталья Белоусова. Мы позвонили Наталье Николаевне в самый разгар летнего сезона и застали её на даче — в Подмосковье.
Работая над проектом здания театра, Наталья думала не только о зрителях, но и об актёрах. Например, настояла на том, чтобы помещение, в котором актёры ожидают своего выхода на сцену, было просторным — со слов своего супруга она знала о том, что за кулисами бывает слишком тесно.
— Мне в институте сказали: «Раз ты жена актёра, будешь проектировать театр». Я с удовольствием включилась в работу. Придумала одно из важных отличий этого здания — наличие душевой комнаты в каждой гримёрке. Такого нет ни в одном театре Москвы. Я прекрасно знала, как выматываются артисты во время спектакля и мечтают принять душ, поэтому решила, что это будет очень кстати, — рассказывает архитектор Наталья Белоусова.
Стройку пришлось заморозить, когда был введен запрет на возведение зрелищных сооружений. Долгое время здание стояло без крыши и как белая ворона выделялось среди более консервативных построек, расположенных в центральной части города. Строители не смогли до конца реализовать идею с вантовым покрытием — это стоило огромных денег. Но, несмотря на эти трудности, инженерам удалось найти новое конструктивное решение, которое позволило сохранить задуманный внешний облик здания и в конце концов достроить его.
— Вопросы денег меня не касались — я занималась лишь творческим процессом. А про творчество мне говорить сложно. Разве это опишешь словами? Это же всё равно что спросить у композитора: «Как вы написали пятую симфонию?». Конечно, грустно было узнать о том, что строительство прекратилось, но я немного погрустила об этом и забыла. И вдруг — звонок. Достроили! Потом не раз бывала в вашем городе — приезжала на авторский надзор. Считаю, что место для строительства театра выбрали замечательное — его хорошо видно отовсюду, — отмечает Наталья Белоусова.
В итоге театр открылся лишь в январе 1982 года. Теперь музыкальную комедию и оперетту объединили с оперой и балетом на одной сцене — это позволило расширить репертуар театра. Актёры одновременно отпраздновали новоселье и премьеру — в день открытия зрители увидели и услышали оперу «В бурю» о гражданской войне.
Наталья признаётся, что немного расстроилась, когда выяснилось, что после ремонта крыша здания стала терракотовой. А узнала она об этом случайно — друг семьи актёр Александр Феклистов (звезда телесериала «Сваты») приехал с омских гастролей и привёз для неё сувенир — кружку с изображением Музыкального театра. Наталья обратила внимание на цвет крыши на изображении и подумала, что это всего лишь видение художника. Но позже она убедилась в том, что крыша действительно поменяла цвет. «Лучше бы оставили её серебристой, мне так больше нравилось», — вздыхает Наталья Николаевна.
В интерьере театра сочетаются различные материалы — камень, металл, дерево, гипс, стекло и ткань — над ними работали художник-проектировщик Виктор Десятов и архитектор Альберт Каримов. Отделочный камень для облицовки стен в фойе (вулканический туф) привезли из Армении.
Театр оснастили самым современным техническим оборудованием для восьмидесятых: подвижной конструкцией сценической площадки (вращающиеся кольцо и круг), акустической и световой аппаратурой и передовыми инженерными устройствами. Внимание было уделено даже незначительным деталям — гардеробные стойки обшили листами меди с рельефным рисунком, а светильники в фойе установили таким образом, чтобы они создавали ритмический рисунок и напоминали чаши-факелы из античного театра.
Если вам интересна тема советского модернизма в омской архитектуре, то можете также почитать о том, как строили здание спортивно-культурного комплекса «Иртыш» и торгового центра «Омский».
Источник: https://ngs55.ru/news/more/69405559/