Медиа "Трамплин" от 26.12.2022
Автор: Диана Камалетдинова
Старая сказка и спор о возрастном цензе. 23 декабря в Омском государственном музыкальном театре состоялась премьера детского мюзикла «Финист – Ясный сокол». Это постановка к Новому году, но без привычных Деда Мороза и Снегурочки, их юный зритель встретит до начала спектакля. Оригинальное произведение разрушает каноны русских сказок. Музыку сочинили специально для омского зрителя.
Вопреки традициям: о постановке
Прекрасный сон, который дарит спокойствие. С него начинается история. Марьюшка – старшая из сестёр – по обычаю должна первой выйти замуж, вот только любви нет. Чувства появляются однажды утром после пробуждения, девушке приснился тот самый – Финист.
В сказке героиня сама наносит удар по любимому, разумеется, из благих намерений. Дальше пытается исправить ошибку. Марьюшку ждут испытания, она отправляется в опасное путешествие. Ради Финиста отдаёт ведьмам гордость, здоровье, красоту и даже жизнь. По закону жанра у истории счастливый конец. Главная героиня становится соколицей и обретает спокойствие рядом с Финистом, сестра Алёна выходит замуж, правда, не за славного рыцаря. Князь не гневается. В царстве – мир и покой.
Детская, казалось бы, сказка таит в себе множество смыслов. Зритель увидит противоречивость персонажей, оценит моральный выбор героев, поведение добрых и злых сил. Важную роль играет визуал, на сцене – масштабные декорации, они постоянно меняются, атмосферу создают свет и искусственный дым. Это заслуга художника-постановщика Сергея Новикова. Ребёнку точно понравятся полёт главных героев, эффектное появление Финиста, имитация путешествия по Тридесятому царству.
Несмотря на название «Финист – Ясный сокол», главный герой – девушка, это не характерно для русских сказок. Оригинальное произведение написал фольклорист, историк, литературовед Александр Афанасьев. Идея понравилась режиссёру-постановщику музтеатра Александру Лебедеву, он написал либретто. А более 15 музыкальных номеров сочинил композитор Олег Михайлов. Музыку готовили специально для омского театра.
Взгляд из закулисья: про главных героев
Длинная коса и верность своим убеждениям – так можно описать Марьюшку. На сцене образ воплотила Анастасия Федорова. Она признаётся: для неё это первый опыт подобных героических персонажей.
В роль девушка вжилась быстро, почувствовала некое родство с Марьюшкой. По сюжету героиня влюбляется в Финиста буквально за одну ночь, но чувства так сильны, что она и замуж выйти согласна, и умереть готова. Но что именно привлекло героиню в Ясном соколе? Ответа нет.
«Мне близок образ. Когда-то ещё в подростковом возрасте я влюблялась только так! А сейчас, видимо, повзрослела и у меня нет какой-то вспышки, но я понимаю, что вот этот человек. А почему я так люблю, не понимаю, не могу себе это объяснить», – поделилась Анастасия Федорова в интервью «Трамплину».
Актриса рассказала нам и о сложностях в работе. Долго трудилась над музыкальной частью, пыталась грамотно соединить эстрадный и академический вокал. Совершенствовать исполнение продолжает до сих пор.
Марьюшка, отправляясь в путешествие, чтобы спасти Финиста, проходит несколько миров. И здесь Анастасия путалась: где, кому, что отдаёт персонаж, какую одежду снимать и надевать, куда бежать, какие мизансцены. Постановка динамичная, оттого сложна и артистам, и декораторам, и световикам, и музыкантам.
Исполнительница главной роли убеждена: мюзикл научит детей не отказываться от своих целей и идти вперёд, даже если все вокруг против. Сама Марьюшка для зрителя станет нравственным примером. Она не делит персонажей на «хороших» и «плохих», не держит зла даже на хитрых ведьм, уважает отца и сестру, чтит традиции.
Произведение научит мечтать, дополнил актёр Кирилл Кириллов. Именно он сыграл на сцене Финиста – Ясного сокола, пожалуй, самого сложного персонажа. Мы не знаем его прошлого, неясна природа происхождения существа, его мотивы. Известно одно, Финист – гарант спокойствия. Перед Кириллом стояла задача показать это.
«Роль трудная. Она кажется простой, но в то же время сложна тем, что персонаж не может всё выплёскивать наружу, он очень монументальный, гарант спокойствия. И покой должен ощущаться как моими коллегами по сцене, так и зрителями», – пояснил нам актёр.
Внеземное и вневременное существо Кирилл играет впервые, говорит, что опыт интересный. Визуально персонаж очень яркий. У исполнителя роли особый костюм, сотни светоотражающих пластин собраны в кольчугу. Переливы красок и массивный шлем. Зрители почти не видят лица героя, это дополняет атмосферу сказки, будто на сцене действительно не человек.
Сказка – ложь, да в ней намёк!
Привычные устои сказки – это чёткое разделение добра и зла. Однако в этой постановке антагонизм не явный. Да, есть три ведьмы, они корыстны и жестоки, но при этом помогают героине возродить Финиста.
Режиссёр-постановщик Александр Лебедев поделился, что не одобряет легкомысленности в жизни, равнодушия к окружающим. На сцене зритель видит двух сестёр, одна – оплот надёжности и верности, другая – беззаботности и самолюбия.
«Младшая сестра Марьюшки эгоистична, ей глубоко плевать на то, что происходит с её старшей сестрой, хотя в жизни той – несусветной важности событие. И легкомысленное отношение Алёны к своей личной жизни, как и к жизни сестры, – это и есть враг», – объяснил в интервью «Трамплину» режиссёр.
Иная точка зрения у главной актрисы Анастасии Федоровой, старшей сестры: «Она ещё маленькая, глупенькая. Мне хочется подойти, её обнять, сказать – ну ты ж моя Алёнка!».
Персонажи сколь сказочны, столь и реальны. История на сцене – жизненная метафора. Например, на пути героев встречаются калики перехожие – это старинное название странников, поющих духовные стихи и былины. Марьюшка говорит им о своей боли, о муках, те в ответ предлагают исправить ошибки, сделать выбор. Так и сегодня – в жизни каждого есть прообразы мудрых калик, делятся актёры. Для кого-то это – школьные учителя, тренеры или наставники, кто-то говорит о сокровенном с психологом или другом по переписке. Причём относятся к таким людям с большим доверием, рассказывают тайны.
Нередко в реальности встречаются прототипы ведьм. Здесь и комментировать нечего, смеются актёры. Хотя играть негативных персонажей – одно удовольствие. Исполнительница роли Песчаной ведьмы Евгения Шарыгина призналась, на сцене даёт волю «внутренним демонам».
«Все всё поймут»: спорный вопрос
Возрастной ценз мюзикла – от шести лет. За полчаса до начала в фойе Музыкального театра юных зрителей ждёт встреча с Дедом Морозом, Снегурочкой и другими новогодними персонажами. «Финист – Ясный сокол» – это подарок от зимнего волшебника маленьким зрителям, итог интерактивного представления.
Все ли дети сумеют понять сложный и глубокий спектакль, особенно после праздничных игр? Режиссёр однозначно отвечает – да. Приводит пример: в произведении Джерома Сэлинджера маленькая девочка Фрэнни плакала, её старший брат Зуи взял книгу – совсем не детскую, чуть ли не научную – и начал читать вслух. Ребёнок тут же успокоился. Так и здесь – внимание привлекут и песни, и музыка, и яркие декорации.
Персонажи используют непростой язык – это имитация языка русских былин. Более того, в истории появляются «заморские» персонажи. К сёстрам сватаются французский рыцарь Жоанн и немец Готфрид. Герои, соответственно, говорят с акцентом, произносят иностранные слова. Это создаёт комический эффект для взрослого зрителя, но поймёт ли шутку ребёнок?
«Мы с актёрами, когда это обсуждали, то говорили, что не так важен даже смысл информативный, как логическое поведение персонажа, который говорит на этом ломаном немецком либо французском языке. Даже если я не понимаю этих слов, я понимаю, что происходит», – ответил нам Александр Лебедев.
Режиссёр уверен, сейчас дети и сами спокойно используют иностранные слова, встречают их на просторах интернета. Поэтому недооценивать юного зрителя не стоит. Впрочем, даже родитель может потерять нить повествования, например, из-за проблем с акустикой или невнимательности. Это не страшно, считает постановщик. Сюжет на сцене визуализирован, у персонажей логичное поведение, а музыка создаёт настроение – «все всё поймут».
Музыкальный спектакль «Финист – Ясный сокол» будет идти в Омском государственном музыкальном театре до 8 января. Мюзикл участвует в программе «Пушкинская карта». Постановка может войти в постоянный репертуар.
Источник: https://трамплиномск.рф/202212261