"В Омске" от 2 апреля 2024
Автор: Елена Петрова
Это — о премьере в Омском музыкальном театре, оперетте «Мистер Икс». Впервые этот загадочный герой появился на омской сцене в конце 40-х годов прошлого века, ещё в старом, ныне забытом здании театра Музкомедии. Тогда оперетта Кальмана шла под названием «Принцесса цирка». С тех пор Мистер Икс не раз возвращался в Омск.
Предыдущее возвращение состоялось в начале 90-х уже в новом здании Музыкального театра. И вот — снова встреча. Её зрители восприняли с восторгом: аплодисменты звучали после каждых дуэта или арии, перед вторым и третьим актами криками «Браво!» и овациями приветствовали оркестр и дирижёра Юрия Соснина. Думаю, немалая доля этих аплодисментов предназначалась и Имре Кальману, сочинившему бессмертные мелодии.
Первое действие почти полностью отдано цирковому представлению. Артисты балета, оказывается, способны «откалывать» такие номера!.. Вот «дикие лошади» дружно выполняют всё, что велит им укротительница. И это не какая-то безвестная циркачка, а сама... «Матильда Кшесинская»! Появляется и «индус» — укротитель змей. А клоуны — «гости из Америки, братья Бастер-Китон». Восторг зрителей вызвала, конечно, пантомима «Силачи».
Чудеса циркового искусства показывают и вокалисты. Воздушная гимнастка Мари Лятуш (Маргарита Дергилева) поёт, даже... повисая под куполом вниз головой. Поражает зрителей и смертельный номер загадочного Мистера Икс: игра на саксофоне в стойке на одной руке. Как такое возможно? Пусть это останется тайной для тех, кто ещё не видел спектакль.
В новой постановке главного режиссёра театра Александра Лебедева весь мир — цирк. Здесь лихие гусары, возможно, на самом деле — униформисты или ковёрные в по-клоунски двухцветных красно-чёрных мундирах. Идеальный маменькин сынок и подкаблучник Тони (Игорь Парамонов), влюбившись в циркачку Мари, и сам превращается в артиста, талантливо маскируясь. А коварный барон де Кревельяк (Михаил Дергилев), задумывая разоблачение Мистера Икс, выстукивает дробь, как принято перед смертельным номером. Но этот злодей в своей карикатурности не страшен, а забавен, как любой клоун. Второе действие проходит в имении барона среди его любимых лошадей, и присущий циркачам дух бесстрашного авантюризма, конечно, присутствует и здесь.
Некоторые реплики герои нарочито декламируют, рассчитывая на аплодисменты, и получают их: зрители с готовностью отвечают на каждую такую шутку. Третье действие, происходящее в ресторане «Зелёный попугай», едва не превращается в бенефис Александра Серкова: его метрдотель Пеликан за четверть века не перестал быть клоуном. А дуэт с хозяйкой, рестораторшей Каролиной (Ирина Ройз), наполненный воспоминаниями о цирковой молодости, сочетает проникновенный вокал с танцевальными... Нет, с акробатическими па!
В этом мире вечного праздника главные герои — сам Мистер Икс (Кирилл Кириллов) и молодая вдова Теодора (Елена Билык) — оказываются наособицу. Уже вначале, пока на арене бурлит веселье, король манежа грустит в своей гримёрке: «Никто не знает, как мой путь одинок...». Его музыкальная тема становится контрапунктом ко всему, что его окружает. Но постепенно тает давняя обида на Теодору, убеждается в невиновности Этьена, ставшего Мистером Икс, и Теодора. Козни де Кревельяка, конечно, разоблачены. А значит, теперь и для главных героев праздник продолжается. Да ещё какой! В финале даже взлетают под купол настоящие воздушные гимнастки! The Show Must Go On!
Судя по реакции первых зрителей, это шоу их впечатлило. И действительно, здесь есть размах: сложная двухуровневая декорация, световое оформление, костюмы, танец, пластика и, конечно, вокал (в разных составах исполнители разные, называю здесь тех, кого видела и слышала я), — всё работает на создание атмосферы праздника, на победу любви и добра. На то, чего сегодня особенно жаждет сердце зрителя...
Источник: https://vomske.ru/blogs/29063-pyatoe_prishestvie_mistera_iks/