Лариса ЩЕГЛОВА
«Омск театральный», Декабрь 2007
Первой премьерой 61-го театрального сезона в Омском государственном музыкальном театре стал необалет «Апофеоз» Александра Пантыкина. Театр, безусловно, экспериментировал: омский балет с 25-летней историей впервые открывал для себя и для публики столь необычный жанр – «необалет», также должна была состояться премьера музыки, кроме этого, содержание «Апофеоза» сделали главной интригой, и пресса ещё до премьеры назвала постановку «первой загадкой сезона».
Осуществляя этот проект, Омский государственный музыкальный театр остался верен своим главным темам – теме российской музыки, а также – теме России, которая получила развитие в историческом сюжете. События, развернувшиеся на сцене театра, перенесли зрителя в эпоху, которая и по прошествии ста лет не получила однозначной трактовки, – послереволюционной России, во времена разрозненной, почти анархичной страны, в период, когда город Омск был провозглашен столицей великой державы. Но исторические коллизии стали лишь фоном для более драматичных событий, центральной линии сюжета – трагедии жизни и любви тех людей, которые волею судьбы писали эту историю. Среди них был и адмирал, последний объявленный Верховный правитель Российского государства Александр Васильевич Колчак…
Идея создания такого рода спектакля и её воплощение не могли не заинтересовать. Смелый замысел Омского государственного музыкального театра рассказать о времени, в которое жил А.В Колчак, нашёл своё отражение в художественном решении балета. Хореограф-постановщик, написавший также либретто спектакля, Юрий Пузаков предложил современную подачу исторического материала и назвал своё детище «необалетом». На сцене, впервые в истории Омского государственного музыкального театра, были соединены фигуры классического танца и элементы неоклассики, хип-хопа и брейк-данса. Танцевальный язык Юрия Пузакова, несмотря на новаторские хореографические формы, понятен, не лишён некоторого шарма и органики. Если в лирической части необалета хореограф использует лёгкий, прозрачный рисунок, украшенный поддержками и классическими па, то сцены анархии нашли своё выражение в модернистских стилях танца со свойственной им динамикой, ритмикой и геометрией. Неожиданное сочетание разных направлений хореографии, казалось бы, должно быть контрастным, но оно так точно передало накал изображенных событий, чувства конкретных людей и настроение масс, что этот синтез вполне можно назвать оправданным.
Такое хореографическое решение в данном случае определило стилевое направление музыки, которая по специальному заказу театра была написана композитором Александром Пантыкиным. Он автор музыки к документальным, художественным фильмам («Всё будет хорошо», «Ты у меня одна», «Ты есть»), телесериалам («Дальнобойщики», «Кадеты») и многочисленным театральным постановкам. Музыка необалета «Апофеоз» – драматичная и проникновенная, очень изобразительна, красива и, что значимо для театра, современна: её отличают спецэффекты и непредсказуемые, но органичные аранжировки. Всё это делает её главной движущей силой спектакля, абстрактным действием, а где-то и исторической ремаркой. Так, музыкальным эпиграфом необалета «Апофеоз» Пантыкин выбирает любимый романс А.В. Колчака «Гори, гори, моя звезда» П. Булахова, отражающий эпоху, к которой относится повествование.
Музыка Александра Пантыкина дала большие возможности для всей постановочной группы необалета. Художники-постановщики из Москвы – Юрий Устинов, Ирина и Маргарита Акимовы – предложили интересное сценическое решение, используя зеркальный линолеум, создающий картину бликов и эффект необычности восприятия действа. Кроме этого, в спектакле калейдоскопом меняются «задники», которые заставляют зрителя с большим вниманием и интересом следить за сменой времени и места событий.
Но самая большая ответственность в создании эмоционального фона необалета «Апофеоз», который без преувеличения можно назвать драматическим, легла на исполнителей главных партий. Максимально использовав возможности труппы, хореограф Юрий Пузаков создал динамичное и психологическое действо. Хореограф, не добиваясь внешней схожести персонажей, предлагает солистам в танце представить развернутые психологические портреты. Очень разные получились образы Колчака у ведущих солистов балета Дмитрия Дерябина и заслуженного артиста России Сергея Флягина.
Дмитрий Дерябин, бережно и точно прочитав хореографический текст партии, создаёт на сцене образ внешне сдержанного и сосредоточенного Колчака. В нём чувствуется стержень сильного духом человека, читается непростая биография и видно спокойное упорство в достижении цели. Его герой – историческая личность, глубоко думающий и переживающий человек, «призванный временем и небесами прекратить хаос, в который была ввергнута Россия во времена революции и гражданской войны». Дерябин от начала до конца проживает жизнь и трагедию Колчака достоверно и с большой самоотдачей, создавая сложный, художественно законченный драматический образ.
Заслуженный артист России Сергей Флягин, исполняя свою партию, привносит в портрет Колчака больше эмоций и мягких линий. Поэтому монологи его Колчака в некоторой степени лирично окрашены и заставляют увидеть в Верховном правителе сначала человека, а потом уже военного. Солист мастерски рисует сложнейшие психологические перепады в душевном состоянии своего героя: то он романтик, окрылённый большим чувством, то отдающий хладнокровно приказ Адмирал, то покорно принимающий удар судьбы сын Отечества.
Оба Колчака по-разному интересны во взаимоотношениях со своей возлюбленной Анной Тимирёвой, партию которой исполнили балерины Анна Маркова и Татьяна Бирюкова. Лёгкими, почти невесомыми штрихами своей пластики в сочетании с тонким артистизмом Анна Маркова рисует историю любви к Колчаку вдохновенно и увлеченно. Её кажущемуся внешнему спокойствию противостоит еле сдерживаемая внутренняя страсть, она не просто любящая женщина, а единомышленница Колчака. Это позволяет дуэту Маркова-Дерябин быть нервом необалета «Апофеоз».
Результатом большой творческой работы стала Тимирёва в исполнении Татьяна Бирюковой. Она донесла образ возлюбленной Колчака виртуозно и точно технически, очень выразительно эмоционально. В паре с заслуженным артистом России Сергеем Флягиным с помощью танца балерина рассказала полноценную историю любви, глубоко личностную, затрагивающую болевые точки и заставляющую сопереживать.
Нельзя не отметить работу Валентина Царькова, исполнившего партию капитана II ранга Тимирёва. Не выходя из образа морского офицера, неся в нём честь и достоинство, он умело меняет танцевальную манеру, изображая свои переживания, связанные с разлукой с любимой женщиной.
Но не только переживания главных героев создали драматическую канву необалета «Апофеоз». Зрителю представлена сценическая версия одной из трагедий истории России XX века – когда происходил раздел мира, страны, когда брат шёл войной на брата и не было числа тем, кто отдавал свою жизнь служению Отчизне и у кого была своя правда. Эти ключевые моменты нашли метафорическое выражение в законченных хореографических номерах спектакля. Страшно становится за олицетворяющую Россию Мать (Зухра Астанкова, Елена Шукшина), отчаянно разнимающую двух дерущихся братьев – две идеологии, и сломленную горем. Но сложнее всего на этом фоне понять и принять ползающих по карте России империалистов (заслуженный артист России Олег Карпович, Владимир Яковлев, Андрей Самко, Андрей Крайников), сговаривающихся о дележе великого государства и строящих на горе других людей свой капитал.
Ещё один полноправный создатель спектакля – кордебалет Омского государственного музыкального театра, который за время действа трансформировался из одного образа в другой, противоположные и контрастные, в разных хореографических направлениях. Артисты выступали в ипостасях военных морского флота и солдат Антанты, в образе танцующих на балу пар и взбунтовавшейся толпы. В решении массовых сцен был найден верный камертон.
Свой новый проект – необалет «Апофеоз», поставленный в период подготовки к 300-летия города Омска, Омский государственный музыкальный театр адресовал прежде всего молодому поколению. И это не случайно. Балет, не неся в себе никаких выраженных в словах оценок, заставляет задуматься об исторической судьбе России, её верных сынах, их любви к Отечеству, о беззаветном служении на его благо и гражданском долге. Выводя в центр спектакля фигуру Колчака и называя его «Апофеозом», театр не прибегает к излишнему пафосу и не ставит целью необалета возвеличивание конкретного человека. Наоборот, в этом спектакле воспевают всех верных сынов России Величавой, беззаветно идущих на подвиг и совершающих его во имя Родины.