Призвание: быть верным своей мелодии

Людмила ПЕРШИНА
«Омск театральный», Декабрь 2008

Одному из ведущих солистов Омского государственного музыкального театра Александру Хмырову в 2008 году присвоено звание «Заслуженный артист Российской Федерации».
Александра Хмырова никак не отнесёшь к артистам, которые с детства бредили театром, а покидая пределы школьного порога, только и мечтали связать свою дальнейшую жизнь со сценой. Но природная творческая жилка в нём всё-таки проявилась музыкальным дарованием, доставшимся по наследству от мамы. Чтобы оно не пропало даром, позаботились родители, однажды купившие своему сыну пианино и отправившие Сашу в музыкальную школу. Осваивая премудрости нотной грамоты, юный музыкант вряд ли мог подумать, что этот представлявшийся тогда тернистым путь музицирования в итоге приведёт его на театральную сцену. Да и как далеко до этого ещё было!

Спустя годы недавний выпускник музыкальной школы уже не мыслил себя вне музыки, иначе зачем же он поступал в музыкальное училище имени В.Я. Шебалина на дирижёрское отделение? Конечно, своё несомненное влияние на всю эту «музыкальную историю» оказали тесные родственные узы семьи Хмыровых и известной в Омске музыкальной династии Толпыгиных. Сашина тётя, Эмилия Ивановна Толпыгина, преподававшая в Шебалинке, по-родственному «патронировала» все фазы его обучение: нельзя же было посрамить фамильную репутацию!

Музыка, казалось, была разлита в самом воздухе, которым дышал юный Саша. Самые важные семейные праздники неизменно заканчивались музицированием, хоровым и сольным пением у рояля с вдохновенной игравшей Эмилией Ивановной. Как раз в атмосфере тесного родственного круга, на очередном дне рождения и состоялся певческий дебют Александра. Вот тогда окончательно прояснилось магистральное направление его музыкальных интересов – вокал. Домашние только руками всплеснули: откуда только талант прорезался! Учёба в Шебалинке помогла придать этому таланту первичную огранку, за что Александр Хмыров по сей день благодарен Ольге Васильевне Спировой, преподававшей в училище вокал.

Странными кругами иногда водит человека судьба. Казалось бы, Саше Хмырову прямая дорога после училища Шебалина в ближайшую от Омска консерваторию – Новосибирскую. А вышло совсем иначе. После двух лет учёбы Хмыров по призыву оказался в армии. Причём отнюдь не в военном ансамбле песни и пляски, как выпадало иным новобранцам из сферы искусства. А в самом что ни на есть серьёзном роде войск – радиотехнических, да ещё в далёком Заполярье. Вот где пришлось проходить житейские университеты вчерашнему домашнему мальчику. Но по любому армейская закалка пригодилась в дальнейшей жизни.

Можно себе представить упорство парня, если после службы он поехал поступать в Уральскую консерваторию. Серьёзный, основательный, надёжный, Александр Хмыров и в студенческие годы выделялся на курсе этими очень важными мужскими качествами. Может, поэтому и сумел завоевать сердце однокурсницы Танечки Бобровой – удивительно обаятельной, нежной, трепетной. Семейный дуэт у них получился на диво слаженный и гармоничный. Не случайно эту пару высмотрел на актёрской ярмарке в Нижнем Новгороде наделённый чутьём на талантливую молодёжь директор Омского музыкального театра Борис Львович Ротберг и позвал в Омск вместе с Еленой Тихоновой.

Вот так судьба сделала вираж, и Александр Хмыров в 1992 году оказался в своём родном городе. В тот момент из музыкального театра уехал ведущий солист Владимир Петров, и молодому артисту повезло получить в «наследство» его партии в спектаклях, о которых в студенческие годы можно было только мечтать – «Евгений Онегин», «Богема», «Риголетто», «Травиата».

Прекрасно помню, какое достойное впечатление оставил дебют Хмырова в «Богеме» и в «Онегине». Обращал на себя внимание прежде всего голос тёплого, мягкого тембра, умение молодого певца органично держаться на сцене, его самоотдача, уважительное отношение к партнёрам по сцене.

Заодно Александру пришлось совершенствоваться в жанре оперетты, осваивать и развивать особые актёрские приёмы, другую технику движения, лёгкости танца, светских манер. Тут для него неоценимыми советчиками были старшие коллеги по труппе театра. Благодаря своему упорству и дружеской помощи артист набирал от спектакля к спектаклю. Не случайно, когда в 1995 году музыкальный театр поехал на гастроли в Израиль, роль Эдвина в «Королеве чардаша», которую повезли на землю обетованную, доверили играть именно Хмырову. И он делал это с блеском, словно всю сценическую жизнь только и специализировался в неовенской оперетте!

Приходившие на спектакли омичей в Тель-Авиве и Иерусалиме престарелые поклонники и поклонницы оперетты из Вены и Будапешта восторгались: «Ах, какие у вас голоса! Ах, какие женщины! Ах, какой Эдвин!» Уж они-то, слышавшие в молодости лучшие голоса Европы, знали толк в этом жанре.

Из периода своего становления Александр Хмыров вынес непреложное правило: умей быть благодарным за поддержку тем, кто работает рядом с тобой и умей поддержать молодых: помни, каким сам пришёл в театр. Этому правилу он следует неукоснительно всю свою творческую жизнь, и потому об Александре Анатольевиче и коллеги, и театральные служители говорят только добрые слова.

Сейчас артист вошёл в пору своего творческого расцвета. Спустя 15 лет после начала работы на сцене Омского музыкального театра, в репертуарном багаже артиста более пятидесяти сыгранных ролей и спетых оперных партий. Последние работы открыли нам нового Хмырова, явили незамеченные раньше характерные оттенки, раздвинули горизонты сыгранных им ролей. Партия Зурги в опере «Искатели жемчуга», Кречинский в признанном лучшей театральной работой 2006 года спектакле «Свадьба Кречинского», Мерзляев в мюзикле «О бедном гусаре замолвите слово» предъявили публике во всей широте разнообразие его актёрской палитры, зрелость вокальных данных, редкую цельность натуры и силу темперамента.

Возможно, в перечне актёрских достоинств понятия надёжность и ответственность стоят не на самом первом месте. Но без этих важнейших человеческих качеств никак не состояться настоящему артисту. Можно быть человеком всесторонне одарённым, что называется, поцелованным Богом при самом рождении, и при этом растратить свой талант впустую. Александр Хмыров – как раз тот человек, который даже внешне олицетворяет собой понятие надежности, человек, на которого можно опереться в любых жизненных ситуациях. При этом он не склонен почивать на лаврах. В нём нет выраженного актёрского тщеславия. Зато есть качество куда более ценное – внутренний нравственный стержень, стремление не останавливаться в профессии, совершенствоваться, удивлять новым окружающих и самого себя. К полученному им званию заслуженного артиста России добавляется очень весомое подкрепление – любовь омского зрителя. И категорическое мнение критики: без Александра Хмырова сегодня невозможно представить себе Омский музыкальный театр!