Газета "Вечерний Омск" от 21.11.2018
Автор: Татьяна ПОПОВА
Музыкальный театр готовится первого декабря выпустить премьеру – мюзикл «Дубровский». В эксклюзивном интервью «Вечёрке» автор хореографии Татьяна Безменова (Москва) рассказала, почему у неё танцует хор, как в работе помогает филфак и кому противопоказано ставить мюзиклы.
– Татьяна Петровна, на репетиции мы увидели, что у вас танцуют те, кто обычно поет. Это было принципиальным решением – сделать танцевальные партии и для артистов хора?
– Не я так решила. Это тенденция современного музыкального театра вообще. Кроме того, в мюзикле нет хора как академической структуры, это не филармония: красиво встали и поют. В мюзикле хор – живой персонаж, участник сцен. Я провожу колоссальную работу над тем, чтобы ушел номерной принцип и остались сцены. Таков принцип моей работы везде, не только в этом спектакле. Я так обучена.
– Где вы учились?
– В ГИТИСе, у уникального педагога Ольги Георгиевны Тарасовой. В числе ее известных учеников – Владимир Васильев, принимавший у нас диплом. Я защитилась (на пять, кстати) по необычной для ГИТИСа теме «Работа балетмейстера в драматическом театре». Ни до, ни после меня никто за эту тему больше не брался, поскольку таких специалистов не готовят вообще в стране, соответственно, и литературы нет такой. У нас готовят балетмейстеров, которые ставят балеты, готовят мастеров по сцендвижению, которые ставят бои, трюки и драки. А балетмейстеров для драматических театров – нет. Музыкальный театр связан с драматическим: основой постановки является пьеса, артисты не все время поют, как в опере, а еще и говорят. Драматургия должна выстраиваться и в музыкальных сценах, иначе это будут концертные номера с «и поговорили между». Такого не должно быть вообще. Но поскольку этому никто не учит, получается, что те, кто хочет этим заниматься, постигают все сами. Лично мне помогает мое первое высшее образование.
– Какое именно?
– Я закончила филфак университета. Следовательно, хорошо говорю, внятно могу объяснить артистам, чего я от них хочу. Плюс багаж интеллектуальный и литературный никуда не денешь, университет дает в принципе универсальное образование. Мы проходили и философию, и психологию, и педагогику – это все нужно при работе с артистами.
– И как успехи у нашего хора, получается танцевать?
– Мы сейчас ставим сцены, где хор танцует вместе с балетом. И делает это абсолютно точно не хуже балета. Поющие люди умеют как минимум считать, слышать музыку. А в глубоком детстве все танцевали, в детском саду хотя бы, и нужно просто это вытащить наружу. Чем больше ты человеку говоришь: «Ты не умеешь», тем больше он запирается в раковину. У меня вообще нет нетанцующих людей. Нельзя сразу на человеке ставить крест, нужно найти к нему правильный подход. Наверное, еще помогает то, что я не кричащий балетмейстер. Не устраиваю уроки тирании, с кнутом не стою и никого не оскорбляю. Приезжему балетмейстеру очень важно запомнить всех по именам. Если ты запомнил, как кого зовут, значит, ты уже человека воспринимаешь как личность, а не «эй ты, в красной рубашечке».
– Татьяна Петровна, давайте немного поговорим о жанре мюзикла. Как с ним обстоят дела в России?
– Откровенно говоря, Россия стоит только на пути освоения этого жанра. Главное в мюзикле то, что все события происходят в музыкальных номерах, и все законы драматургии должны соблюдаться в постановке в целом, а в каждой конкретной сцене должна быть малая форма драматургии. Очень часто внутри музыкальной структуры должны поменяться место и время действия, появиться новые герои. И переведенной литературы о том, что такое мюзикл, в России не существует. Я видела много раз историю, когда мюзиклы делали обычные режиссеры драматического театра. Это всегда очень плохо. Они уверены, что могут делать. Нет, не могут. Нужно разбираться в музыкальной драматургии, а это очень сложная структура.
– Что вы имеете в виду?
– Есть такой предмет, он так и называется – музыкальная драматургия. Вкратце, режиссер мюзикла должен быть специалистом по музыке: уметь читать партитуру, клавир, работать с дирижером. Он не может быть просто режиссером. Какой смысл тогда ставить… Вообще, сейчас многие у нас в стране занимаются не своим делом, я всегда к этому болезненно относилась. Если ты ставишь спектакль, у тебя должен быть диплом, знания: ты за собой людей повел и отвечаешь за них, как врач за здоровье пациента. За их успех на сцене, за то, что правильно распределяешь зрительское внимание. У нас сейчас артисты по всей стране решили, что они умеют ставить спектакли. И куча появляется актерских спектаклей, которые видеть невозможно! Если ты занимаешься каким-то делом, у тебя должен как минимум быть диплом по этой профессии.
– Татьяна Петровна, последний вопрос. Премьера «Дубровского» совсем скоро. Какой она будет, на ваш взгляд?
– Будет событием в городе, такого материала в труппе еще не было. Я думаю, что «Дубровский» может привлечь большое количество молодежи, ей не будет скучно: этот мюзикл сделан для разных поколений, а поднятые в нем темы всегда актуальны.
Источник: http://omskgazzeta.ru/kultura/nekrichashchij-baletmejster