С режиссером беседовала Людмила Першина
Газета «Новое обозрение» от 21.03.2012
27 марта в Омском музыкальном театре состоится премьера обновленного мюзикла А. Кулыгина «Без вины виноватые». Постановку осуществляет заслуженный деятель искусств России, руководитель Санкт-Петербургского театра «Рок-опера» Владимир Подгородинский. Именно этот режиссер в 1997 году создал в содружестве с омским коллективом первую в России музыкальную версию знаменитой пьесы А. Островского. Автором либретто мюзикла «Без вины виноватые» стал ведущий солист Омского музыкального театра, народный артист России Георгий Котов. И вот новое обращение к классическому материалу. Накануне премьеры состоялась встреча нашего обозревателя с Владимиром Подгородинским.
Владимир Иванович, какие новые оттенки актуальности вы нашли в Островском, за прошедшие 15 лет? Чем новая постановка будет отличаться от предыдущей?
- Начнем с того, что у нас обновилась сама постановочная группа: новый музыкальный руководитель – Юрий Соснин, новый художник – Сергей Новиков и балетмейстер – Надежда Калинина. А реалии нового времени потребовали уже иного художественного осмысления пьесы. Нам захотелось вернуть постановку из модной сегодня модерновой среды в театр времен самого Островского. Надоело, знаете ли, когда классику ставят в антураже развалин Чернобыльской АЭС, общежития или борделя. Хочется вернуть зрителям атмосферу яркой роскошной театральности 19 века. С другой стороны, так и тянуло подать эту историю с точки зрения убогости сегодняшнего бытия актеров, наплевательского отношения к театру властей, причем, самых высших властей … Это искушение побороли, но предельно обострили конфликт Кручининой и Мурова. Кручинина, роль которой как и в прежней постановке исполняет народная артистка России Валентина Шершнева, более человечна в нашей версии. И у нас очень заточенный на конфликт Незнамов. Александр Серков, один из исполнителей этой роли, с хорошим нервом артист! С точки зрения пластического режиссерского прочтения спектакль приобрел большую динамичность. Он интересен трансформациями визуального ряда, которые происходят на ходу действия. Смена этих картин, очень ярких, динамичных, совершается не за закрытым занавесом, а прямо на глазах у зрителя. Переворачивание пространства, если хотите, – метафора нынешнего времени.
- Конечно, такая динамика даст тот нерв, который резонирует в сегодняшний день. Как вам кажется, современный молодой зритель поймет тему бескорыстной любви, жертвенной любви? Все-таки это поколение, воспитанное на рыночных принципах, которые и в эмоциональной сфере проявляются. Пробьет их эта история или нет? И вообще ставили ли Вы такую задачу?
- Думаю, эту задачу в своей пьесе решил сам Островский. А мазать на кусок хлеба с маслом еще порцию масла, нет смысла. Нашей задачей было сделать работу ярко и неравнодушно. Что касается взаимопонимания с молодым зрителем, отвечаю: естественно пробьет! Я в этом совершенно уверен. Тема бескорыстной любви, потерянного детства, торговли детьми будет актуальна всегда. В этом и заключается величие Шекспира, Островского, Чехова, что они писали на все времена.
- Насколько легко или сложно входить постановщику в одну и ту же реку второй раз. В чем плюсы и минусы?
- С большей частью труппы Омского музыкального я хорошо знаком. «Без вины виноватые» – моя пятая по счету работа в театре. Это обстоятельство в некоторой степени облегчало наше взаимодействие. Но в новой версии у нас появились и новые исполнители, молодые артисты. Это не прибавляло мне сложностей, напротив, с ними тоже очень интересно работать. И еще: к классике режиссерам и драматических театров, и музыкальных принято обращаться не по одному разу в жизни. В ее чистую воду не грех войти и дважды.
- Значит, для вас не было проблемой стыковка старшего и молодого поколений артистов в этой постановке?
- Нет. Слава богу, молодые актеры, которые работают в омском театре, не набраны со школьной скамьи. Это ребята, которые уже чего-то достигли в своей профессиональной жизни. Главное, я увидел хорошо заточенный на работу коллектив – перспективный, заинтересованный в творческом результате. Артисты имеют все данные, чтобы играть такой роскошный материал.
- Стало быть, творческий тонус Омского музыкального вы оцениваете позитивно?
- Вполне. Театр – один из лучших в Сибири - сегодня находится в хорошем творческом состоянии. Рядом с признанными мастерами-ветеранами появилось много молодых имен, и это замечательно. Я считаю, что обязательно нужно привлекать молодежь, давать им творческий хлеб. Они должны работать должны получать работу, пробовать, открывать новое, и жить в этом счастливо.
- Премьера «Без вины виноватых» пройдет в Омске 27 марта, когда в театральном мире широко отмечается Международный день театра. Хочется поздравить вас с этим замечательным праздником и пожелать постановке 2012 года успеха и долгой творческой судьбы.
- Спасибо!