"Омская правда" от 28 марта 2018
Автор Маргарита Зиангирова, фото Евгений Кармаев
Известный балетмейстер о новой постановке, любимом городе и интересных встречах.
Каждая постановка Надежды Калининой в музыкальном театре производит фурор и запоминается надолго. Корреспондент «ОП» встретился с балетмейстером и расспросил о предстоящей премьере.
Испытала шок
– Надежда Станиславовна, в начале января вы прилетели в Омск. Начались первые репетиции. В каком состоянии вы нашли балетную труппу после полутора лет разлуки?
– За этот короткий срок труппа уменьшилась в кордебалете. Очень трудно будет делать площадной спектакль в том виде, в котором я задумывала. Поэтому по ходу постановки меняю свои соображения, фантазию на тему, и самое важное – я хочу изменить амплуа наших ведущих артистов. Рискну это сделать, потому что мне будет интересно преподнести Андрея Матвиенко как злого, противоречащего самому себе Клода, обузданного страстью и ненавистью одновременно, а из Валентина Царькова сделать Квазимодо. Очень интересно красивого артиста преобразить в некрасивого горбуна. Хочу сделать два состава. На роль Фэба приехал ведущий артист Саранского музыкального театра Максат Толомушев. Я знаю этого артиста, работала с ним в постановке «Кармен». Флер будут танцевать Анна Маркова и Ирина Воробьева.
– Омск преподнес вам сюрприз: по семейным обстоятельствам не сможет танцевать любимица омской публики Нина Маляренко. Именно на эту артистку вы хотели поставить «Эсмеральду».
– Когда Нина поставила меня перед фактом, что не сможет работать, я была в шоке. Стала звонить и искать солистов, кто сможет приехать в Омск, ведь у всех востребованных артистов театральный сезон расписан. Мне сообщили, что в Петербурге в консерватории на репетиторском отделении учится омичка, имеющая опыт работы в Театре балета Бориса Эйфмана. Я нашла ее телефон, мы созвонились, и Екатерина дала мне свое согласие на приезд в Омск. Это замечательная, талантливая балерина, которая вдохновляет, понимает меня с полувзгляда и является моим сотворцом. И она очень красивая. А с Максатом Толомушевым у меня был удачный опыт работы в Саранском музыкальном театре в балетах «Кармен» и «Конек-Горбунок».
– Как труппа приняла ребят?
– В омский коллектив они вошли замечательно. Дружно работаем. Я благодарна Андрею Матвиенко, который готовит две партии – Фэба и Клода. Это абсолютно разные роли, противоположные друг другу лексически, но одинаково сложные технически. Андрей – мой давний сотворец. Надеюсь, что мы успеем за столь малый срок, нереальный в репертуарном театре, поставить спектакль. Нас преследуют невзгоды, но мы их преодолеваем.
– Получается, что балет ставится вопреки обстоятельствам?
– Пока что вопреки. Но мы не опускаем рук. Привлекаем студентов колледжа культуры, факультета искусств госуниверситета, делаем все возможное для того, чтобы ребята к нам ходили, учили материал. Я очень на них рассчитываю, верю, что они поддержат нас.
Под знаком мистики
– Что сегодня происходит в репетиционном зале театра?
– Мы репетируем уже поставленные номера, продолжается постановочная работа над новыми фрагментами балета, находим новые нюансы в образах.
– Какая музыка будет звучать в спектакле?
– Музыкальное сопровождение в этом балете для меня очень ответственное и трудоемкое. Поиск музыки занимает много времени и сил. Из театра порой ухожу в два-три часа ночи. Диапазон широкий. Главное – договориться с самой собой, потому что я не нахожу в музыке отголосков своим идеям, и, по-хорошему, мне хочется, чтобы уже писали музыку под мои замыслы. В «Эсмеральде» будут звучать произведения Сен-Санса, Массне, Берлиоза, Форе, Бизе, Франка. За музыкальными советами часто обращаюсь к дирижерам и музыкантам. В техническом плане по монтированию фонограмм благодарна звукорежиссеру Аркадию Паркулевичу, с которым я сделала все балеты в Омске и который безотказно, в любое время суток, готов помочь в работе.
– Наверное, и после премьеры вы продолжаете мысленно работать над уже готовой постановкой?
– Так бывает у каждого балетмейстера, если он художник в душе, если ищет. Он всегда будет искать лучшее. В этом плане не везет архитекторам: построят здание и уже не могут его переделать.
– По роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» снято 15 кинофильмов, поставлено несколько мюзиклов. Вам доводилось видеть «Эсмеральду» в кино и на сцене?
– Да, мне нравится фильм с Джеком Николсоном в роли горбуна. Из балетных постановок привлекает «Собор Парижской Богоматери» Ролана Пети. В свое время это был переворот в балетном сознании.
Авторский продукт в балете
– Надежда Станиславовна, расскажите о своей недавней работе в Париже.
– С французской компанией «Арамен продуксьон» я работаю 5 лет. За это время мы создали два авторских двухактных балета «Кармен» и «Болеро» («Ида») на базе российских театров, а постановка балета «Кармина Бурана» осуществлялась на базе Конгресс-холла в Париже. При создании всех этих постановок оркестровалась музыка, велась мощная работа с оркестровщиком и дирижером. Все солисты – ведущие артисты столичных театров Минска, Киева, Санкт-Петербурга, Казани, Еревана. Балеты с успехом шли на ведущих сценах Франции, Бельгии, Швейцарии.
– Из самых ярких своих встреч с известными людьми вы называете встречу с Майей Михайловной Плисецкой.
– Несколько лет назад в театре «Санктъ-Петербургъ Опера» состоялась премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь», которая получила премию «Золотой софит» как лучший оперный спектакль. Это высшая театральная награда Питера. Я ставила хореографию в этой постановке. Родион Константинович часто называл «Не только любовь» самым неудачным своим произведением. Но после премьеры и он, и Майя Михайловна Плисецкая высоко отозвались о спектакле.
– Вы были во многих городах мира. Какой из них напоминает вам Санкт-Петербург?
– В какой-то степени Барселона и Вена своей парадностью. Кстати, в Омске есть улица Партизанская, которая похожа на Большую Морскую в Питере.
ДОСЬЕ «ОП»:
Надежда Станиславовна Калинина, хореограф-постановщик, главный балетмейстер Омского государственного музыкального театра и главный балетмейстер Государственного камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера». Родилась 22 октября на БАМе, в Тынде. Окончила Ленинградский областной колледж культуры и искусств (2002 г.) и Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова (2007 г.). Солистка театра танца «Интеллбалет» (2003 – 2008 гг.), главный балетмейстер Омского государственного музыкального театра (2010 – 2012 гг.) и музыкального театра Республики Карелия (2012 – 2013 гг.).
Балетмейстер-постановщик двухактных балетов, таких как «Кармен», «Ида» («Болеро»), «Кармина Бурана» (совместно с французской компанией «Арамен продуксьон»), «Конек-Горбунок» (в трех редакциях), «Петрушка». Хореограф-постановщик более 50 хореографических миниатюр и 30 оперетт, опер, мюзиклов в российских и зарубежных театрах, среди которых «Севильский цирюльник, «Цыганский барон», «Мистер Икс», «Черевички», «Фауст», «Искатели жемчуга», «Не только любовь», «Ночь перед Рождеством».
На сцене Омского государственного музыкального театра поставила балеты «Шинель», «Обнаженное танго», «Идиот», «Бухгольц». В настоящее время работает над созданием балета «Эсмеральда» по мотивам романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Премьера спектакля состоится в Международный день театра – 27 марта.
Источник: http://omskregion.info/news/58245-nadejda_kalinina_xudojnik_vsegda_budet...