Газета "Четверг" от 14.06.2020
Автор: Ольга БОРОВАЯ, фото Андрея БАХТЕЕВА
Колоритная внешность, сильный, яркий голос и актёрский талант позволяют артисту Омского музыкального театра Валерию Грачунову работать во всех, пожалуй, жанрах театрального и музыкального искусства. Он спел и сыграл более 140 партий. И в каждую свою роль он вкладывает душу, в прямом смысле служит театру. Это сложно не заметить; его талант признан не только в нашем регионе, но и на международном уровне. Недавно артист стал лауреатом первой степени в конкурсе «Помним и чтим», организованном международным общественным движением «Путь к миру».
– Валерий Николаевич, говорят, всё начинается с детства. Расскажите, каким оно было?
– Я родился на родине поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, в селе Тарханы Белинского района Пензенской области. Когда я ещё был маленьким, родители переехали по направлению комсомольской организации в Первоуральск. Тем не менее я летом ездил к бабушке в Тарханы. И благодаря этому познакомился с известными космонавтами. Туда на встречу приезжали Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Валерий Быковский. Это, конечно, незабываемое впечатление!
– Так вы, вероятно, в детстве мечтали стать космонавтом? Тогда что повлияло на ваш выбор музыкальной профессии?
– Сложно сказать. Могу только отметить, что я всегда пел, выступал со школьным хором. И даже, будучи ребёнком, участвовал в то время в конкурсе «Алло, мы ищем таланты». После школы я какое-то время поработал вальцовщиком на Новотрубном заводе. И почему-то тогда очень захотел стать пограничником. Я даже завёл себе щенка овчарки и стал его дрессировать. Собака была очень умная. Но перед самой моей службой в армии она сильно заболела и не могла идти служить вместе со мной. Хотя её вылечили, и она меня даже дождалась со службы. И прожила потом долго.
К слову, я служил в городе Днепродзержинске и был там солистом ансамбля песни и пляски. И всё же, пожалуй, на выбор музыкальной профессии повлияла тогда моя будущая супруга Ольга. Я её знаю со времён, когда ей было 14, а мне 16 лет. И с тех пор мы не расстаёмся. Так вот, когда я вернулся из армии, она мне посоветовала задуматься о музыкальном образовании. Я так и сделал. Сначала окончил Свердловское музыкальное училище им. П.И. Чайковского. А далее – Уральскую государственную консерваторию имени М. П. Мусоргского. После я поработал в Красноярском театре музыкальной комедии, а в 1985 году меня пригласили в Омский музыкальный театр. Я поехал. И здесь так и служу. Ни разу об этом не пожалел. Здесь меня многому научили. В театре работают замечательные люди, у нас очень хороший коллектив. Могу сказать, что музыкальный театр – неотъемлемая часть моей жизни.
– А какую из ролей вам было сыграть сложнее всего? Какое перевоплощение вам запомнилось?
– Когда я только приехал в Омский музыкальный театр, мне нужно было отрепетировать роль Фигаро всего за два-три месяца. А ведь важно не только выучить текст, но и вжиться в главного героя. После этого было ещё много интересных ролей – Алеко в опере Рахманинова, написанной по пьесе Пушкина «Цыгане», очень интересно было играть Риголетто в одноимённой опере. Была замечательная постановка оперы, в которой я сыграл Жоржа Жермона. Запомнилась работа над постановкой мюзикла «Д'Артаньян и три мушкетёра», в котором я спел и сыграл партию Д’Артаньяна. Для создания этого мюзикла к нам приезжала постановочная группа из Америки, была взята очень высокая планка.
Из недавних была очень увлекательная роль Кирилла Троекурова. Чтобы исполнить этого героя в мюзикле «Дубровский», я обратился к собранию сочинений Пушкина, а также смотрел постановки других театров. Увлекла задача показать в герое и отрицательные, и положительные качества. Хотелось бы ещё сыграть подобную очень многогранную роль.
– Видно, что у вас очень разнообразные роли. Чем вас привлекает перевоплощение?
В роли Троекурова в спектакле «Дубровский»
В роли Троекурова в спектакле «Дубровский»
– Мне интересно играть разноплановые личности. Ведь когда вживаешься в определённую роль, то пытаешься её понять. Я, к примеру, даже подсознательно начинаю искать черты того или иного персонажа в других людях. Пытаюсь понять их. Это даёт возможность на мир взглянуть по-иному, расширить горизонты.
– Кстати, о том, как вы вживаетесь в роль: влияет ли герой, которого вы играете, на ваш характер? Качества персонажа переносятся в вашу повседневную жизнь?
– Бывает такое. Иногда так увлекаешься ролью, что невольно переносишь её в семью. Например, я одно время играл революционера Камо в постановке «Риск – благородное дело», который разговаривал с армянским акцентом. Во-первых, конечно, сложно было создать в своей речи этот акцент. Но чуть ли не сложнее было от него избавиться. Замечал, что неосознанно начинал и дома с ним разговаривать.
Или, помню, когда репетировал Троекурова, бывали моменты, что так вживался в роль, что и дома невольно перенимал его особенности поведения. А этот персонаж с довольно властными чертами характера. И начинал было дома вести себя как он. Но моя супруга строго меня осекала: «Отключай своего Троекурова, оставь его для сцены». И я понимал, что она права.
– Валерий Николаевич, у вас есть девять сольных альбомов в разных жанрах. А не так давно в репертуаре появился и шансон. Что побудило?
– Я всю жизнь много занимался оперой. Но вот однажды ко мне обратился молодой человек Григорий Минтиненко с просьбой обучить его исполнять шансон. Ему понравился мой голос. Мне стало интересно. Я изучил это направление и очень увлёкся им. Отмечу, что не люблю блатной шансон, мне нравятся красивые, душевные песни. И уже двое моих учеников стали лауреатами международных конкурсов в жанре шансон.
– Кстати о конкурсах. Каких только званий и дипломов у вас нет! Какая награда для вас самая значимая?
– Каждая награда для меня значима. Ведь это всё равно определённая оценка твоего труда. Но добавлю, что очень было приятно, когда меня наградили званием «Заслуженный деятель искусств» Международной ассоциации «Искусство народов мира».
С В. Шершнёвой в спектакле о революционере Камо
С В. Шершнёвой в спектакле о революционере Камо
– Наверняка вы знакомы с известными творческими личностями. С кем довелось пообщаться?
– Мне довелось выступать в Москве в одном зале с Филиппом Киркоровым, Аллой Пугачёвой, Ларисой Долиной, Валерием Леонтьевым. Что хочу сказать, в жизни они обычные люди, ничем не отличаются от нас с вами. Для меня очень ценна дружба с известным заслуженным артистом России Александром Савиным. Его называют русским Паваротти. Мы вместе учились в музыкальном училище, у нас был один замечательный педагог, профессор, заслуженный деятель искусств России Валерий Борисович Гуревич. Там и познакомились с Александром Савиным и до сих пор дружим. Его я знаю хорошо, он замечательный, добрый и отзывчивый человек.
Добавлю, что у меня много ностальгических воспоминаний по гастролям. В своё время мы с Омским музыкальным театром объездили весь Советский Союз. Очень хотелось бы, чтобы эта практика вернулась.
– Возможно, немного банальный вопрос – откуда черпаете вдохновение? И в целом нужно ли оно?
– Несомненно, вдохновение необходимо. Иногда, бывает, его находишь в самой работе. Когда ввели режим самоизоляции, мне очень хотелось поехать на студию, но из-за невозможности этого сделать началась хандра. Тогда я взял и выучил новые песни, и тревога отступила. Но всё же главное вдохновение – это моя семья. Несомненно, это моя супруга Ольга, дочка Марина и внучка Машенька. Я их очень люблю. Они для меня всегда верная поддержка и опора и, как уже сказал, источник вдохновения.
Источник: https://vk.com/@gazetachetverg-master-perevoploschenii