«Лучше работать так, чем не работать совсем»: Нэлли Бут, Евгений Пономарев, Елена Богданова и Евгения Тропп о реалиях российского театра

МКР-Медиа от 03 Июнь 2020 14:54
Автор: Андрей Курников

Российские театры могут открыться в новом сезоне с рассадкой зрителей в шахматном порядке. Сейчас Министерство культуры разрабатывает конкретный набор рекомендаций, которые будут направлены на утверждение в Роспотребнадзор. Без принятия вынужденных мер учреждения культуры рискуют отсрочить начало театрального сезона на неопределенный срок, сошлись во мнении эксперты, опрошенные Международным пресс-центром МКР-Медиа.

Директор Омского государственного музыкального театра Нэлли Бут, несмотря на проблемы, в будущее смотрит с оптимизмом.

«Театры потеряют многое в любом случае. Если говорить о шахматной рассадке, то нереализованными останутся как минимум 50% мест. Но нам выбирать не приходится, ведь стоит выбор между частичным началом работы или полным закрытием театров на неопределенный срок. Радости это не вызывает, но мы должны, прежде всего, думать о зрителях, ради безопасности которых и принимаются такие меры. К счастью, зритель у нас понимающий – когда началось закрытие театров, мы не увидели массовой сдачи билетов, которыми можно воспользоваться после окончания этого сложного периода. В любом случае стараемся не унывать, но всем уже хочется на работу. Тем более что мы «самые шумные» и это наверно «оценили» соседи наших артистов, которым нужно петь, заниматься голосом, а тому же балету не растерять форму в домашних условиях», - рассказала Нэлли Бут.

Директор Тобольского драматического театра имени П. П. Ершова Евгений Пономарев отметил, что у него пока двоякое ощущение по поводу предложения Министерства культуры.

«С одной стороны я понимаю, что если окончательно будут предъявлены такие требования, то лучше работать так, чем не работать совсем: получается альтернатива между тем, что театр работает на треть и тем, что театр закрыт совсем. Но, с другой стороны, я не очень понимаю, какую безопасность мы при этом можем гарантировать зрителям с учетом того, что они все равно будут идти по рядам, мимо друг друга и будут соприкасаться при входе в театр. Даже если мы будем разделять фойе на зоны безопасности, зрители в любом случае будут проходить через гардероб, общаться друг с другом. Ощущение от этих предложений пока очень двоякое», - поделился мнением Евгений Пономарев.

Драматург и участник Товарищества сибирских драматургов «ДрамСиб» (Новосибирск) Елена Богданова считает, что зрителям будет непросто.

«Думаю, есть две основные категории театральных зрителей. Представители первой категории влюблены в театр. Они готовы смотреть спектакли на галерке, на приставных креслах без спинок и даже на полу. И «узор» рассадки им будет совершенно безразличен. Категория вторая – иная. Поход в театр для них – это способ культурной коммуникации. «Мы сегодня идем в театр!» – говорят они с особым чувством. «Мы» – это супруги, влюбленная пара, три подружки, мать и сын и т.п. Им очень важно воспринимать спектакль, будучи рядом; обмениваться впечатлениями непосредственно по ходу действия (как правило, невербально: улыбкой, взглядом, пожатием руки). Такой зритель, возможно, придет на интересующую его постановку. Но второй раз уже вряд ли придет – с шахматной рассадкой он не получит необходимых эмоций», - отметила Елена Богданова.

Театральный критик, декан театроведческого факультета РГИСИ, редактор «Петербургского театрального журнала» Евгения Тропп выразила мнение, что в возможных ограничениях много вопросов и сомнений.

«Театральный критик, истосковавшийся по живому театру, побежит в театральный зал сразу, как только появится возможность, и мне, например, будет все равно, в каком порядке меня «рассадят» в зале, через одно или через два кресло от соседа, просто потому что для меня театральный зал – лучшее место на земле. И выбор между вариантами «театр закрыт» и «театр приоткрыт, зрители сидят в шахматном порядке» для меня очевиден: пусть театры «приоткроют»! Но если говорить не о личных ощущениях, а о сути дела, то тут множество вопросов и сомнений. Мне кажется, это предложение – псевдозабота о здоровье зрителей. Создается ложное впечатление, что министерство хорошо подумало и предусмотрело меры безопасности, а на самом деле, для борьбы с угрозой заражения шахматный порядок рассадки не имеет никакого значения. А вот для экономического положения театров неполная загрузка зала будет очень серьезным испытанием, особенно после полугода полного и тотального отсутствия заработка. Я даже не говорю о том, каково будет артистам играть на полупустой зал, потому что на фоне экономического краха это уже лирика. Но все-таки, я уверена, абсолютно все театры предпочтут открыться и рассаживать зрителей с дистанцией, пойдут на такие абсурдные и нелепые условия, лишь бы встретиться с публикой и начать творческую деятельность вживую, с настоящим энергообменом. Все скучают и мечтают о встрече!», - рассказала Евгения Тропп.

Источник: https://press.mkrmedia.ru/service-press/uslugi.html