Лев Степаненко: «Любовь во многих случаях скрывает в себе страшную гремучую смесь»

БК55.RU от 29 октября 2021 11:16
ЛЕВ СТЕПАНЕНКО — священник, театральный критик
Колумнистика / Меж Богом и Мельпоменой

Омский Музыкальный театр в опере «Евгений Онегин». Режиссер-постановщик Александр Лебедев, дирижер Михаил Сербиненко, художник-постановщик Сергей Новиков, художник по костюмам Наталья Сыздыкова (Хабаровск), балетмейстер Надежда Калинина.

Сцена закрыта светлым занавесом, на котором графически набросаны штрихи и едва угадываемые силуэты наподобие рисунков Пушкина на полях его стихотворных произведений — оригинальная задумка.

Звучит знакомая музыка Петра Ильича Чайковского, черно-белый занавес поднимается и неожиданно контрастно за ним открывается роскошный сад. Листья могучих деревьев, стволы которых только подразумеваются и не загромождают планшет сцены, нависают над головами, создавая эффект присутствия не только персонажей, но и зрителей в этом саду.
Они напоминают сады и парки Санкт-Петербурга в период обильного осеннего листопада.

Сцена пуста и лишь в глубине у задника стоит девичья фигура в традиционном для героини пушкинского романа белом платье.

Конечно, это Татьяна (Елена Билык — сопрано) и это Пушкин, и это Татьяна каждого из нас. Она правильно появляется вначале далекой, как воспоминание о школьной литературе и героине, равной которой нет в литературе, да и по жизни она идеал русской женщины. Но вот Татьяна выходит на авансцену, начинает петь романс: «Слыхали ль вы за рощей глас ночной», и мы видим и слышим новую Татьяну, которая затмевает предыдущих, лучших или худших, и любуемся только ею.

К ней присоединяется сестра Ольга Ларина (Евгения Шарыгина — меццо-сопрано), и романс звучит еще трогательней.

Складывается представление, что коллектив артистов театра представляет какой-то кладезь еще не открытых и неоцененных талантов, из которого можно черпать и черпать. Есть тут, конечно, и объективные причины — главные роли приходится ждать годами. Для меня открытием явилась в этот вечер именно Ольга в исполнении Евгении Шарыгиной. Я смотрел эту постановку ранее без Евгении, и тогда она не произвела восторженного впечатления.
Такой Ольги мне видеть не приходилось. В полном соответствии с описанием Пушкина Ольга, на удивление, мила, улыбчива, весела, беспечна, восторженна, душевна, жизнерадостна и чуть-чуть легкомысленна.

Последнее обстоятельство, к сожалению, отразилось на гибели ее жениха Владимира Ленского (солист Михайловского театра СПб Сергей Кузьмин). Скандал спровоцировал Евгений Онегин (Джени Окропиридзе), Ольга шутливо включилась в нелепую интригу с ним, а Ленский, ослепленный ревностью, не проявил выдержки и трезвости ума. Стало быть, виноваты все трое и все выпали из православного поля, иначе этого бы не случилось.

Не удивительно, потому что сам Пушкин был безразличен к религии. Он находился под надзором то одного, то другого священника, с известнейшими иерархами церкви вроде митрополита московского Филарета или петербургского Серафима не общался и встреч с ними не искал. Формально он соблюдал нормы и правила православной церкви. Будучи раненым, перед смертью он послал за священником, исповедался и причастился, но участвуя в запрещенной властью и уставом православным дуэли, он нарушил и то, и другое. Смерть по результатам дуэли приравнивалась к самоубийству, и были проблемы с его отпеванием и похоронами.
Смертью персонажа Ленского он предвосхитил свою кончину.

Оставим, однако, Пушкина, не нам судить его. Не будь он таким, каким мы его знаем, не был бы и выдающимся поэтом.

Мы все знаем о ком спектакль, но о чем он? На мой взгляд, он не столько о любви, которая не состоялась ни у Татьяны, ни у Ольги, сколько об уничтожающей силе ревности и жестокости участников конфликта, что особенно характерно для нынешнего времени.

Дуэли сегодня не в моде, но отрезанные головы любовниц в том же самом Петербурге случаются. Любовь во многих случаях скрывает в себе страшную гремучую смесь, которая, взрываясь, уничтожает всех причастных: любовников или супругов, их детей, родителей и т. п. Самая напряженная и драматическая сцена в опере та, когда Ленский бросает перчатку Онегину, вызывая его на дуэль. Чудовищная картина, из-за пустяка, какого-то каприза друзья становятся врагами, и за этим следует смерть в нарушении всяких правил человеческого общежития, свидетельствуя о несовершенстве рода человеческого вообще. Обидно до слез, но мир нам не исправить, ведь еще из двух первых на земле братьев Каин убивает Авеля без видимых причин.
Остается каждому лишь исправлять самого себя.

Спектакль Омского музыкального театра хорош сам по себе, но в сравнении с некоторыми другими постановками романа Пушкина на сцене он просто великолепен. Назову не те, которые неудачны, а те, которые полны ненависти к Пушкину и когда-то бывшей Святой Руси. Оказывается, подобное существует.

Новосибирский режиссер Тимофей Кулябин в театре «Красный факел» свой пасквиль по роману «Евгений Онегин» брезгливо назвал «Онегин» (2014).

Открывается его поделка сексом Онегина с неназванной партнершей. Он лежит на спине на брошенном на полу матрасе, из-за кулис выходит особа в белой простыни, садится на него в позе наездницы и немедленно начинает азартные скачки со стонами и возгласами страсти, усиленными микрофонами. Сам Онегин даже не способен есть, мужчины кормят его с ложечки. Татьяну извращенец показывает маргинальной девкой. Знакомство Онегина с ней начинается с того, что он предлагает ей сигарету, и они, молча курят.

В финале Татьяну нарочито долго облачают в мужской фрачный костюм, выдавая ее за активную лесбиянку.

Ранее, в 2007 г. была опубликована моя рецензия на драматический спектакль прославленного, казалось бы, режиссера Юрия Любимова в театре на Таганке.

Сам сатана не мог бы придумать ничего подлее. С отменой цензуры Юрий Любимов претерпел чудовищное превращение. Читается искаженный текст романа Пушкина, листы бросаются на пол и старательно топчутся ногами. Назову лишь одно из таких искажений. Не веришь своим ушам, когда Татьяна заявляет: «Предвижу свой конец позорный». Такое будущее шаман Любимов пророчил светлейшему идеалу русской женщины. Во время чтения письма Татьяны к Онегину — жемчужины романа — по сцене пролетает огромный надутый презерватив. Бесы Любимова извратили все образы романа. Онегин вместо кофе пьет водку прямо из графина и т. п. Перед началом спектакля я поговорил с артистом этого театра Валерием Золотухиным, и он мне доверительно сказал: «Озорной спектакль, посмотришь с удовольствием».

Таков, оказывается, мерзкий и тлетворный дух театра на Таганке, по крайней мере, в последние годы присутствия в нем Юрия Любимова, родственница которого ныне поставлена министром культуры России, а другой Любимов (Андрей) неоднократно приезжал ставить подобные спектакли в омском Пятом театре.

В сравнении с такими спектаклями омскую оперу «Евгений Онегин» можно назвать замечательным классическим образцом, хотя в нее внесли, конечно, определенные штрихи и в хореографию, и в пение, и в художественное оформление, и в содержание всего романа Пушкина.

К чести постановщиков и, прежде всего, главного режиссера театра Александра Лебедева из всего объемного романа ими профессионально составлена композиция для двух с половиной часового спектакля. Не упущены главные страницы: письмо Татьяны к Онегину, лирические сцены русской крестьянской жизни и хор «Девицы красавицы…», бал в доме Лариных и ссора Онегина с Ленским, дуэль; бал в Петербурге, где князь Гремин представляет Онегину Татьяну; письмо Онегина Татьяне, ее ответ:

«Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была…» и прощание: «Но я другому отдана, я буду век ему верна».

Заметим, в этом последнем неверующий, казалось бы, Пушкин приводит свой роман к однозначному христианскому завершению — браки заключаются на небесах, только смерть одного из супругов является достаточным основанием для повторного брака.

Лишь одно это наблюдение заставляет нас задуматься, а настолько ли был безбожным великий поэт Пушкин?

Замечательно продуманы массовые сцены и умелое сочетание с ними сольных номеров, дуэтов и речитативов. Заметно отличается солист из Михайловского театра Сергей Кузьмин.

Он выделяется и пением, и манерой поведения, и эмоциональностью, и наполненностью страстью своего персонажа. Его партнер Джени Окропиридзе картинно красив и хорошо поет, но мне не хватает в нем харизмы, живости в лице, да и просто улыбки, он как бы застегнут на все пуговицы. Дуэль, жестокость у него получается хорошо, но артистического обаяния, так обязательного для любого артиста, я не ощущаю. По каким-то важным качествам влюбилась ведь в него утонченная и воспитанная на французских романах русская дворянка Татьяна? Она пишет: «Ты в сновиденьях мне являлся,/ Незримый, ты мне был уж мил».

Не убедительно, что ей снился подобный Джени Окропиридзе.

На мой взгляд, пушкинская Татьяна была девушкой сугубо православной, и ее избранник должен быть, прежде всего, душевно и духовно привлекательным, чего не скажешь про нашего сценического героя. Его невозможно представить в православном храме.

В романе Пушкина лирическая сторона отношений Татьяны к Онегину изысканно свидетельствует из ее письма «Я к вам пишу — чего же боле?», на сцене это не убеждает из-за холодности Онегина. Письмо Татьяны является жемчужиной не только романа, но и мировой любовной лирики вообще. Татьяна с ее письмом не забыта и сегодня при всей вакханалии современных отношений мужчин и женщин.

Знаменательно, что во время завершения сего материала с 5 по 17 октября 2021 г. в космосе побывала московская актриса Юлия Пересильд, которая, подавая заявку на возможность полета к космической станции, читала для комиссии письмо Татьяны.

Таким образом, пушкинская героиня оказалась, во-первых, как бы косвенно, мистически причастной к космосу через нашу современницу.

А разве не космическую характеристику дает Пушкин своей Татьяне:

«Красавиц много на Москве,
Но ярче всех подруг небесных
Луна в воздушной синеве.
…………………………………
Как величавая луна,
Средь жен и дев блестит одна,
С какою гордостью небесной
Земли касается она!»

Создается полное представление, что актриса-космонавт Юлия Пересильд (на фото) сама олицетворяет пушкинский образ Татьяны.

Во-вторых, при всей непредсказуемой и бесшабашной ее жизни, Юлия Пересильд читает, собираясь в космос, именно письмо Татьяны. Это значит, что она, имея двух дочерей, тоскует об идеальных любовных отношениях — «Татьяна, милая Татьяна!»

Возвращаясь к сестрам Лариным, хочется добавить про исполнительниц их ролей. Евгения Шарыгина в 2020 г. с отличием окончила Уральскую государственную консерваторию имени Мусоргского и еще во время учебы в консерватории вела активную концертную жизнь, в том числе исполняла партию Ольги из оперы «Евгений Онегин». В 2016–2020 годах она работала в Екатеринбургском театре оперы и балета. С 2020 г. Евгения является солисткой Омского музыкального театра.
Елена Билык в 2018 г. окончила Ростовскую государственную консерваторию имени Рахманинова, является лауреатом целого ряда международных конкурсов: Москва, 2015; Самара, 2016; СПб, 2017, исполняла десятки оперных партий. И обе солистки, без сомнения, еще много будут радовать омских зрителей.

На фото слева направо артисты Елена Билык (в синим пеньюаре), Джени Окропиридзе, Сергей Кузьмин, Евгения Шарыгина.

С увлечением исполняют свои роли Наталья Емельянова в роли няни Филиппьевны и Антон Завьялов в роли князя Гремина. Ряд персонажей появляются на сцене достаточно эпизодически, поэтому характеризовать их игру на этот раз достаточно сложно: Ротный (Александр Григорьев), Зарецкий (Никита Мухин), Трике (народный артист РФ Владимир Никеев), секундант Гильо (Олег Новожеев).

А вот забавные внуки няни: девочка (Кристина Дёмина) и мальчик (Маргарита Мартынова) запоминаются. Они многократно выбегают на сцену, играют, шалят и не надоедают, разнообразя действие и создавая доброе настроение. Актрисы в лаптях, без каблуков и кажутся совсем детьми. Характерно, что они играют, казалось бы, далеко не главные роли, да еще и детские, но делают это с любовью, восторгом и наслаждением своей игрой, которые передаются зрителям.
В своем письме пушкинская Татьяна задает Онегину роковой вопрос: «Кто ты, мой ангел ли хранитель / Или коварный искуситель: /Мои сомненья разреши». Нет в романе однозначного ответа на этот вопрос, ни то, ни другое, ни третье. Сам Пушкин в последней восьмой главе задается вопросом, кем Евгений возвратился из дальних и долгих путешествий:

«Чем ныне явится? Мельмотом,
Космополитом, патриотом,
Гарольдом, квакером, ханжой,
Иль маской щегольнет иной?»

Есть всё-таки в спектакле невидимый ангел. Этот светлый ангел снизошел откуда-то из космоса на постановщиков и исполнителей спектакля.

Яркое и благодарное впечатление от спектакля долго еще сохраняется в душе. Жаль только, что таинственная сила искусства проявляется так очевидно далеко не во всех спектаклях Музыкального театра.

Источник: https://bk55.ru/kolumnistika/article/194218/