Коммерческие Вести от 27 мая 2019 17:44
Автор: Эльвира Кадырова
Фото: Алексей Озеров
Омской Золушке достается не по-сказочному. В Омском государственном музыкальном театре впервые поставили балет «Золушка» на музыку Сергея ПРОКОФЬЕВА по мотивам сказки Шарля ПЕРРО. Премьера состоялась 24 мая. Балет не назовешь классическим в привычном понимании, но ощущение волшебства осталось.
Балетмейстер-постановщик – главный балетмейстер театра Надежда КАЛИНИНА сочинила собственное либретто, отличающееся от известного либретто Николая ВОЛКОВА. В ее постановке «Золушка» стала модерн-балетом, а в сказочный сюжет добавилось много сермяжных жизненных реалий. Так, отец Золушки не просто добрый, но бесхарактерный человек – после смерти жены он заливает горе вином, поэтому и оказывается в цепких руках новой супруги, поэтому не может защитить дочь. О его падчерицах трудно не сказать плохого слова: мало что ведут себя вульгарно, так еще привозят с бала кавалеров, которых на утро можно застать в доме в неглиже. Неудивительно, что возрастная категория балета, обычно рассчитанного на довольно юную аудиторию, – 12+.
Трио – мачеха и дочери – становится главной изюминкой авторской версии. Здесь очень смелая, яркая, где-то рискованная хореография. Партию Мачехи танцует Сергей ФЛЯГИН (омской публике предстоит увидеть в ней и Валентина ЦАРЬКОВА). Назначение мужчины на женскую партию изначально обусловливалось необходимостью выполнения сложных поддержек, но в результате получился еще и потрясающий гротесковый образ. Под стать Мачехе и ее дочурки – Злюка (Анна МАРКОВА, Елена КРЕТОВА) и Кривляка (Анастасия РОМАНОВА, Ирина ВОРОБЬЕВА), постоянно устраивающие «батлы» за лучшие наряды и мужское внимание.
От КАЛИНИНОЙ всегда ждешь необычных актерских распределений, и ожидания себя оправдывают. В роли Короля в нынешней «Золушке» выходит солист-вокалист Антон ЗАВЬЯЛОВ. Вокалисты не впервые участвуют в балетных постановках омского театра. Например, знаменитая Маргарита ЛАВРОВА с ее царской осанкой долгое время была Королевой в «Лебедином озере». ЗАВЬЯЛОВ же нужен КАЛИНИНОЙ, чтобы создать сочный, колоритный комедийный образ. Король еще не стар и весьма перспективен как жених, поэтому становится объектом домогательств Мачехи и очень уморительно от них уходит. Партия не является хореографической, зато актерские навыки в ней куда как кстати. Балетные артисты, что греха таить, зачастую озабочены лишь техникой танца.
Уже традиционным стало участие в спектаклях иногородних исполнителей. Сейчас, помимо солиста балета Омского музыкального театра Андрея МАТВИЕНКО (его мы, к сожалению, не увидели на премьере из-за травмы ноги), на партию Принца приглашены ведущий солист Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Михаил ЛИФЕНЦОВ и ведущий мастер сцены Национального академического Большого театра оперы и балета республики Беларусь Юрий КОВАЛЕВ. Последний довольно техничен, легок, обаятелен, хорош в прыжке. Но показалось, что его герой излишне ироничен и высокомерен.
Исполнившая партию Золушки Екатерина ЖИГАЛОВА еще недавно тоже была приглашенной танцовщицей. Год назад, будучи солисткой Балета Бориса ЭЙФМАНА (Санкт-Петербург), она с блеском выступила в балете «»Эсмеральда», после чего осталась в Омске. В общем-то, Омск – родной город балерины, и именно в студии нашего Музыкального театра она делала свои первые шаги в профессии. Золушка получилась у Екатерины трогательной, нежной, ранимой и стойкой одновременно, словом, такой, какой и положено быть данной героине. Для поклонников омского балета главная интрига в том, что Золушку будет танцевать еще и Нина МАЛЯРЕНКО – вечная «соперница» ЖИГАЛОВОЙ.
В спектакле создан волшебный и тревожный мир, населенный механизмами (сценография и костюмы – главного художника театра Сергея НОВИКОВА). Даже карета Золушки больше похожа на паровоз, а Учитель танцев становится Продавцом механических изобретений. Он предлагает постигать танцевальные премудрости с помощью кавалеров-роботов (играют их, слава богу, живые артисты). Герои спектакля словно находятся внутри огромных часов, где каждая секунда напоминает о быстротечности времени, о том, что упущенных моментов не вернуть. Также периодически возникает тема зеркал и Зазеркалья. Во всем этом нельзя не увидеть отсыл к кэролловской Алисе.
– Версий было много, – рассказывает Надежда КАЛИНИНА. – Мы с Сергеем думали очень долго и сошлись во мнениях: делать спектакль в стиле стимпанк. Это одно из направлений в научной фантастике, этакое признание механичности природы с отображением в стиле ретро. Поэтому все шурупчики, гаечки, шестеренки работают как один механизм, они есть в костюмах и декорациях. Мы делаем фантастическую, зрелищную сказку, интересную и детям, и взрослым.
Кстати, костюмы решаются в определенной цветовой гамме: красный – цвет дворцового бомонда, синий – свиты Волшебника, зеленый – платьев Мачехи и ее дочерей. После побега Золушки с бала всё во дворце погружается в нуар.
Основным отличием от привычного сюжета стало отсутствие Феи-крестной и замена ее Волшебником. Иногда возникает мысль, не тот ли это «подмастерье» Феи, который только учился? Сейчас у него весьма большие полномочия. Он и, как и положено, помогает Золушке попасть на бал, и становится распорядителем на балу. Он же ставит финальную точку в спектакле – переворачивает большие песочные часы, начиная для героев отсчет времени счастья. Надолго ли хватит того золотого песка?
Источник: http://kvnews.ru/news-feed/hot-poverte-hot-proverte