Информационное агентство «ОМСКРЕГИОН», газета "Омска правда" от 17.07.2019 07:20
Автор Светлана Васильева
Фото Евгений Кармаев
Народный артист России Владимир Никеев и его жена Ирина Никеева служат в музыкальном театре. Он за 34 года работы спел весь оперный теноровый репертуар, она с нуля создала музей музыкального театра. Оба окончили Уральскую консерваторию: Владимир – вокальное отделение, Ирина – теоретическое. Первое место работы – Красноярский театр музыкальной комедии. А через полтора года переехали в Омск. Владимир Никеев исполнил 70 партий в операх и опереттах. Тенора особенно любимы публикой. Сегодня у эстрадных певцов есть фан-клубы, а раньше поклонницы создавали группы «собиновок», «лемешисток». В Омске были «никеевки».
– Цветами заваливали, в своем почтовом ящике я находил открытки. Были встречи в театре, гримерке, когда репетиция закончилась, а до спектакля еще есть время. Искушенные в вокале давали мне советы. Ну, например, показать себя во всей красе на верхних нотах. Когда-то Козловскому разрешалось встать на верхнюю ноту и держать ее, сколько артист захочет. Но есть же дирижер, оркестр, партнеры. Приходилось объяснять, что в спектаклях это давно непозволительно. А омский виртуоз-балалаечник Виктор Шурыгин рассказал, как однажды в Японии Владимир Никеев начал песню «Ах ты, душечка» – и все зрители первого ряда встали на колени. В Японии, Китае восторгаются высокими голосами.
– Я в Китае был на гастролях с нашим театром, когда мы за 20 дней дали 44 концерта в 15 южных провинциях, потом по приглашению мы приезжали с «Евгением Онегиным». В Китае знают и любят наши песни. «Ах ты, душечка» – абсолютный хит. Но если споешь песню на китайском языке, ты – национальный герой. Я проверял это в бытовых ситуациях. Объясняешься в магазине с продавцом – и вдруг запоешь китайскую песню. Они в восторге, зовут других продавцов, предлагают товар за бесценок. Пел Владимир Никеев и в Чехии, Швейцарии, Австрии. А еще в Чечне – во время военной кампании.
Сегодня Владимир Арсеньевич еще и профессор факультета культуры и искусств ОмГУ. Передает юным вокалистам свой опыт и уроки выдающихся педагогов Уральской консерватории Людмилы Дроздовой и создателя театра «Новая опера» Евгения Колобова. И в родном театре занимается педагогикой, вводя в свои спектакли молодых артистов.
– Уже не все роли подходят по возрасту. Я вспоминаю, как меня вводили в спектакли. В глазах артистов старшего поколения была грусть от расставания со своими героями, но они старались передать весь свой опыт. Их честность и порядочность подкупали. А голос по-прежнему силен и чист. Владимир Никеев выступает в филармонических концертах, исполняет в театре партии возрастных героев. Считает, что в Омском музыкальном он состоялся как артист.
Ирина Никеева пришла в театр в 2002 году заведующей литературной частью после 27 лет преподавания в Омском филиале Алтайского института культуры. И всерьез занялась историей театра. Экспонаты для музея собирала в архивах артистов старшего поколения. Сегодня в коллекции ее музея сотни программок, более 50 афиш. Кроме того, элементы бутафории, костюмов. Она автор двух книг о театре «Год за годом» и «Омский музыкальный: рождение традиций. 1946–1981». Дочь и сын Никеевых учились музыке, но выбрали другие профессии: психолога и программиста. Может быть, внуки продолжат певческую династию, как когда-то Владимир Никеев пошел по стопам деда – регента церковного хора, обладавшего красивым тенором.