«Для любви не названа цена…»

Любовь КОЛЕСНИКОВА
«Омск театральный», Декабрь 2007

28 ноября в Музыкальном театре при переполненном зале прошёл балетный спектакль «Юнона» и «Авось», партию Кончиты в котором исполнила заслуженная артистка России Елена Шихова. Лик Казанской Божьей Матери – поэтический символ спектакля – озаряет своим темно-вишневым взглядом сцену, по зеркальной глади которой плавно движется, будто плывет, небольшая, почти по-детски невесомая, девичья фигурка. Толпа, одетых в рясы людей, взывает: «Господи, возвах к тебе, услышь мя, господи!». Все взоры с надеждой устремлены к скорбному лику Богоматери. Пронзительной, острой болью отзывается в сердце всё, что происходит на сцене, – каждое движение, звук, слово, исполненное лебединой верности: « Я тебя никогда не забуду, я тебя никогда не увижу…»
В тот вечер Елена Шихова не просто исполняла партию Кончиты. Отрешившись от всего земного и бренного, она танцевала признание в любви, признание любимому человеку – её графу Резанову – безвременно ушедшему из жизни мужу и другу Борису Павловичу Шевченко (заслуженный артист России Б.П. Шевченко скончался 21 ноября 2007 года). В тот вечер на сцене театра происходило почти мистическое священнодействие: «две души, несущихся в пространстве», вели свой нескончаемый диалог…

Они познакомились 32 года назад. Её, восемнадцатилетнюю выпускницу Пермского хореографического училища, ученицу знаменитого педагога Людмилы Павловны Сахаровой, привезла в Омский театр музыкальной комедии мама. Могу только вообразить, каким милым и очаровательным ребёнком выглядела эта девчушка, Леночка Шихова, если даже сейчас, будучи не только сама мамой взрослого сына, но уже и бабушкой, она сохранила в себе всё ту же девичью грацию, слегка наивный и застенчивый взгляд, непосредственность чувств. А тогда, в далёком теперь уже 1974-м, вид смущённой девушки, которую мама за ручку привела в театр, произвёл явно сильное впечатление на 33-х летнего зрелого мужчину, ведущего артиста театра, Бориса Шевченко. И как тут не поверишь в любовь с первого взгляда? Иначе попробуйте объяснить, зачем опытному артисту сразу потребовалось отправиться вслед за молоденькой балериной в балетный зал, чтобы начать распеваться в её присутствии? Догадайтесь с трёх раз – правильно, ну, конечно, чтобы обратить на себя внимание!

Когда со стороны пытаешься понять секрет семейного счастья и благополучия, кажется, что он совсем прост и заключается в умении любить, уважать, уступать и прощать. И только супруги, прошедшие по жизни бок о бок не одно десятилетие, знают, какой подчас тяжёлый каждодневный труд стоит за этими словами. Не могу согласиться с великим классиком, что «все счастливые семьи похожи друг на друга», и только « каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Наблюдая за семейной парой артистов музыкального театра Елены Шиховой и Бориса Шевченко, я всегда удивлялась и восхищалась неповторимостью, стабильностью и благополучием их семейного союза. Нестерпимо больно писать о Борисе Павловиче в прошедшем времени. То, что его не стало, – это, конечно, огромная утрата, прежде всего, для его родных и близких людей. Но не только для них. Сегодня, когда отечественный театр всё активнее начинает осваивать и развивать новые формы и модели существования, омский музыкальный продолжает жить, бережно сохраняя традиции, связанные с таким понятием как театр-дом, театр – актерская семья. И это не просто красивые пафосные слова, это реальность для людей, которые понимают Театр как служение высокому искусству, которые живут и нередко умирают в нём. В профессиональной жизни Бориса Павловича театр всегда стоял на первом месте. Такое же трепетное отношение к своей профессии, к нелёгкому балетному искусству у Елены Шиховой. Это два профессионала самой высокой пробы. Они совпали в основном – в приверженности одним и тем же морально-нравственным и профессиональным принципам. Думается, когда люди понимают и уважают выбор друг друга, им легче строить и личные взаимоотношения.

Они шли по жизни, поддерживая и помогая друг другу. Две яркие и очень не похожие друг на друга личности. Борис Павлович – сгусток неуемной энергии, темперамента, широких жестов, экстравагантных манер. Леночка – девочка- куколка, маленькая и миленькая, нежная и хрупкая и при всём своём неповторимом очаровании – натура сильная, с колоссальным внутренним стержнем. Когда Борис Павлович появлялся в театре, температурная отметка ртутного столба неукоснительно начинала ползти вверх. Причём с первой минуты общения можно было понять, в каком сегодня он пришёл настроении. И если по какой-либо причине он бывал не в лучшем расположении духа, эмоциональные взрывы следовали незамедлительно. Иногда для тех, кто плохо или недостаточно ещё знал Бориса Павловича, вспышки его недовольства, раздражительности, а порой и гнева, могли стать настоящим потрясением. При этом он никогда не был ни скандалистом, ни бузотёром. Он знал, понимал и любил актёрскую профессию и всегда, порой даже с пеной у рта, отстаивал свой взгляд и позицию. А позиция эта опиралась на школу Бориса Александровича Покровского, которую он проходил дважды в Москве – в ГИТИСе и на Высших режиссёрских курсах. Будучи от природы очень музыкальным человеком, Борис Павлович не уставал подчёркивать, особенно во время работы с молодежью, которой он отдал очень много своих сил, что они пришли в музыкальный театр, где комплекс вокально-сценических данных раскрывается, прежде всего, через эмоционально насыщенную, яркую театральную форму. Сам он был мастером такой формы и в лучших своих работах щедро дарил зрителям свой талант.

Начинал он как лирический простак, хотя его актёрская индивидуальность позволяла играть самые разнообразные характерные и даже эксцентрические роли. В тот момент, когда Леночка переступила порог театра, он был в расцвете своего дарования: любимец режиссёра Арнольда Павермана, он был очень плотно занят в репертуаре театра, каждый день, перевоплощаясь в нового персонажа, кардинально меняясь не только с помощью грима и костюма, но, прежде всего – внутреннего перевоплощения. Николка в «Бабьем бунте» и Степан в «Барышне-крестьянке», неподражаемый Бабс в «Тётке Чарлея» и великолепный Левша из одноименного спектакля (любимая его роль, которую он посвятил своему горячо любимому отцу, простому рабочему человеку). По признанию Леночки, придя в театр и начиная знакомиться с репертуаром, она смотрела все идущие спектакли и порой не сразу узнавала Бориса в каждой новой роли. Лишь по тембру голоса – красивому, с бархатными переливами баритону, она узнавала понравившегося ей актёра.

Для молоденькой балерины, только начинающей свою профессиональную карьеру, театр не просто стоял на первом месте, он был смыслом и сутью жизни. «Трудоголик» по своей натуре, Лена готова была работать 24 часа в сутки и, действительно, много работала, под руководством главного балетмейстера театра Валентины Яковлевны Тулуповой, которая сразу оценила её профессиональные и актёрские возможности. Самый разнообразный репертуар, в котором были партии девочек и мальчиков, лирические адажио и каскадные, гротесковые номера, станцевала Лена Шихова в течение первых нескольких лет работы в театре.

Каждый новый день начинался с вопроса: «В какой спектакль сегодня будет меня вводить Валентина Яковлевна, какой поставит новый номер, что предложит станцевать?». В одноактном балете, состоящем из небольших миниатюр, поставленных Валентиной Яковлевной под впечатлением работ своего друга, известного хореографа Леонида Якобсона, Леночка танцевала слепую девушку. Увидев её в этом образе, как в последствии он сам признался, Борис Шевченко подписал себе приговор, он понял, что за такие глаза, как у этой девушки, может всё отдать. Вместе с тем, всё это время успешный артист театра Борис Шевченко жил своей насыщенной творческой жизнью, но его недремлющее око не упускало из виду юное дарование и пристально следило за его развитием и первыми успехами. Правда, на красивые ухаживания и свиданья под луной, к сожалению, не оставалось времени. И всё же год параллельной, но в то же время и совместной жизни под крышей общего театра не прошёл бесследно. Чувства копились, зрели, становились осознанными и всё более настойчивыми, чтобы в один прекрасный день прорваться наружу в страстном признании. Это случилось в начале следующего сезона. Возвращаясь в сентябре из Ташкента от мамы в Омск, Лена задержалась в дороге и опоздала на день к началу нового сезона. Вечером, когда она сидела с подругами в гримёрке, к ним неожиданно ворвался Борис Шевченко, увидев Леночку, схватил её на руки, прижал к себе и со словами: «Как хорошо, что ты вернулась!» – закружился с ней в счастливом восторге. Лица подруг застыли в немом удивлении, да и саму Леночку, которую до этого времени связывали с Борисом только вежливые «здравствуйте» и «до свиданья», смутил подобный порыв, хотя комментарии, как говорят в подобных случаях, были излишни.

Они поженились в марте, через год родился сын, названный в честь отца Бориса Павлом, началась семейная жизнь, длиною в целую жизнь… Театр по-прежнему оставался для обоих супругов на первом месте, что в принципе было и неудивительно, для таких одержимых личностей. Вместе с тем, для людей творческих профессий залогом успешной работы очень часто становится хорошо налаженный быт, обеспеченный тыл. Леночке, для которой старшая сестра писала в блокнот рекомендации по поводу самостоятельной жизни, в том числе и рецепты, как печь оладьи, предстояло ещё многому научиться. Боря, как старший и более опытный в житейских вопросах человек, старался оберегать жену от бытовых проблем и забот. Он просто ей говорил: «Пусть тебя это не волнует». И по возможности старался всё делать сам, хотя уют и чистота в доме всегда были делом её рук. Борис умел и любил готовить, обожал солить грибы, всегда сам ходил на рынок и в магазин. Когда я спросила у Леночки, был ли Борис Павлович гурманом, ведь он всегда производил на меня впечатление человека, любившего вкусно поесть, оказалось, что он был совершенно неприхотлив в еде, при этом даже самую простую пищу всегда ел с большим аппетитом.

Я знала Бориса Павловича по совместной работе в театре более 25 лет. Яркий, заметный актер, он всегда был сильной, незаурядной личностью и выделялся в коллективе своими лидерскими качествами. Как правило, таким людям бывает тесно в рамках одной профессии, их в хорошем смысле слова амбиции заставляют искать и находить для себя всё новые и новые пути самореализации. То, что Борис Шевченко пришел в режиссуру, было логичным продолжением его актёрской карьеры и следствием его неуемной творческой натуры. Театр знает множество таких примеров. Однако в данной ситуации мне кажется более существенным то обстоятельство, с каким упорством, настойчивостью и, я бы сказала, даже самозабвением он осваивал новую профессию. Год в Москве и Ленинграде, проведённый на репетициях в театрах у мэтров, корифеев отечественной режиссуры, таких как А. Эфрос, А. Гончаров, Г. Товстоногов, дорогого стоил. Борис Шевченко прошел такую школу, которая в дальнейшей работе позволила ему всегда быть на высоте своей профессии.

С переходом театра в новое здание и новое качество, начался новый этап и в жизни коллектива театра, и в жизни семейной пары Шиховой –Шевченко. 1981-й год принято считать годом рождения омского балета, именно в этом году выпускники Ленинградской консерватории В. Магильда и Д. Авдыш поставили классический балет «Тщетная предосторожность». Елена Шихова получила роль Лизы, главной героини. Балетмейстер, увидев Леночку в балетном зале во время урока, был приятно удивлён, когда узнал, что она не «свежеиспеченная» выпускница хореографического училища, а балерина с шестилетним стажем: в такой отличной профессиональной форме она находилась. А профессиональный опыт и выносливость даже очень пригодились в новом балете, в котором приходилось резвиться в танце по двадцать минут, не уходя со сцены. Балет был тепло встречен публикой и критикой. Удачное начало было положено, и балетные постановки пошли одна за другой: Нелли в «Легенде о Тиле Уленшпигеле», главная роль в «Эсмеральде», Барышня в «Барышне и Хулигане» Актриса в «Штраусиане», Кончита в «Юноне» и «Авось» и другие.

Об Омском музыкальном залуженная артистка России Елена Шихова говорит: «Мой Театр». Знающие люди поймут, незнающие должны почувствовать, какой глубокий и сокровенный смысл стоит за этими словами, какая в них любовь к театру и чувство собственного достоинства. Далеко не каждый артист, даже проработавший в театре всю жизнь, может позволить себе сказать такое. Думаю, не погрешу против истины, если скажу, что здесь есть и заслуга Бориса Павловича. Ведь именно он, имея диплом режиссера, неоднократно получавший предложения возглавить в качестве режиссёра другой театр, нашёл в себе силы отказаться от всех предложений во имя благополучия творческой карьеры супруги.

К счастью актёрский и режиссёрский талант Бориса Шевченко оказался незаменим и для Омского музыкального театра. Несколько десятков ролей на сцене музыкального театра во всех жанрах, включая оперу и балет, были сыграны за эти годы. Самые разнообразные образы: комические, эксцентрические, остро гротесковые и ярко характерные в исполнении заслуженного артиста России Бориса Шевченко более 25-ти лет украшали спектакли музыкального театра. Назову лишь некоторые из них: Мишка в «Королеве чардаша», Штоп в «Голландочке», Наполеон, а затем Луи Филлип в «Баядере», Красный нос в «Цыгане-премьере», помощник дежурного тюрьмы и адвокат Блинд в «Летучей мыши», Мозгляков в «Забывчивом женихе», фельдмаршал Кутузов в «Гусарской балладе», помещик Береснёв в «Барышне-крестьянке», Чумаков в «Белой акации», Попондопуло в «Свадьбе в Малиновке», Пирогов в «Свадьбе с приданным», полковник Рыбаков в «Небесном тихоходе». Одна из последних запоминающихся работ – роль Муромского в мюзикле «Свадьба Кречинского». Кроме того, поклонники музыкального театра помнят музыкальную комедию «Долгожитель», «Женитьбу гусара», мюзикл «Ограбление в полночь», поставленные Б. Шевченко в качестве режиссёра и, конечно же, идущую с неизменным успехом уже более десяти лет оперетту И. Кальмана «Марицу».

И всё-таки портрет Б.П. Шевченко будет неполным, если не сказать о нем как о режиссёре массовых праздников и зрелищ. Этот вид режиссуры вполне соответствовал природе его творческого дарования и ярко выраженному общественному темпераменту. В лучшие советские времена он руководил коллективом художественной самодеятельности на омском заводе «Электроточприбор», осуществляя не только постановку концертов, но и целые театрализованные представления. Его постановку оперетты «Василий Теркин», занявшую на общезаводском смотре-конкурсе первое место, до сих пор вспоминают его заводские друзья, давно вышедшие из самодеятельного возраста. Но, пожалуй, главной его творческой победой, его «звёздным часом» стала постановка и режиссура праздника, посвящённого празднованию 50-летия Победы. Учитывая всю важность, ответственность и серьёзность подобного мероприятия, здесь нельзя было ни ошибиться, ни промахнуться.

О том, что Борис Павлович воспринял это дело как своё кровное, и говорить не приходится. Маленьким ребёнком, испытавшим на себе ужас Ленинградской блокады, он не только из книг и кино имел представление о войне. Пепел погибших не только близких и родных, но всех, кто отдал свою жизнь за Победу, за Родину, всегда «стучал в его сердце». Он свято чтил праздник Победы и был настоящим патриотом. Вместе с коллегами, друзьями и единомышленниками художником Б. Ториком и балетмейстером Г. Коробейниковым Шевченко осуществил постановку грандиозного зрелища на стадионе «Красная звезда». В этом, как сейчас говорят, проекте были задействованы десятки коллективов и несколько сотен исполнителей: солдаты 242-ой воинской дивизии, Омский русский народный хор, артисты музыкального театра, ансамбль танца «Иртыш», студенты академии физкультуры, учащиеся школы искусств № 3, студенты областного колледжа культуры и другие. Под музыку военных песен Владимира Высоцкого разыгрывались масштабные военные баталии: солдаты подымались и шли в атаку, сражались в рукопашном бою, использовалась боевая техника, световые и пиротехнические эффекты рождали ощущение подлинности происходящего, музыкально-игровой блок создавал эмоциональную атмосферу. Всё своё профессиональное умение и всю свою душу вложил Борис Шевченко в этот праздник и его труд не остался не замеченным. Благодарственное письмо от Президента Российской Федерации и сейчас считается семейной реликвией.

Как-то в одной из радиопередач я услышала понравившееся мне толкование понятия «патриархальная семья»: это, когда в доме сильный мужественный мужчина и слабая женственная женщина, при этом сильный мужчина всегда позволяет женщине оставаться самой собой. Почему-то подумалось, что семейная пара Елены Шиховой и Бориса Шевченко как раз и представляла собой подобный тип взаимоотношений. Как когда-то давно, подхватив свою Леночку на руки, Борис Павлович так и пронёс её через всю жизнь на руках и никогда не уставал при этом повторять, что для него в жизни существует только одна женщина – его жена.

Этот материал задумывался, когда Борис Павлович был ещё жив, и я очень рассчитывала на то, что смогу свои вопросы задать лично моему герою. Увы, к сожалению, не успела, простите меня, Борис Павлович! Но мне кажется, я знаю на них ответы…