Журнал «Омск театральный», март 2012 № 27 (49)
Беседовала Ирина Никеева
27 марта в Международный день театра Омский государственный музыкальный театр представил на своей сцене возобновленный мюзикл известного российского композитора, заслуженного деятеля искусств РФ Александра Кулыгина «Без вины виноватые».
Впервые мюзикл «Без вины виноватые» был поставлен в Омском государственном музыкальном театре в 1997 году. Эта премьера нового сценического произведения московского композитора стала тогда первой в России. На спектакль приезжал композитор А. Кулыгин, который дал высокую оценку омской постановке. Автором либретто мюзикла, созданного на основе известной пьесы русского драматурга Александра Николаевича Островского, стал ведущий солист и режиссер Омского музыкального театра, народный артист РФ Георгий Котов.
В постановочную группу мюзикла, возобновленного в 2012 году, вошли главный дирижер Омского государственного музыкального театра, лауреат премии Губернатора Омской области Юрий Соснин, главный художник театра Сергей Новиков, главный хормейстер театра заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии Губернатора Омской области Татьяна Боброва и балетмейстер из Санкт-Петербурга лауреат МТФ «Золотой Витязь» Надежда Калинина. Режиссером-постановщиком спектакля, как и в 1997 году, стал один из ведущих мастеров современного российского музыкального театра, заслуженный деятель искусств РФ Владимир Подгородинский. Мы попросили его поделиться своими впечатлениями о работе над спектаклем.
- Владимир Иванович, сегодня большая часть режиссеров стремится поставить что-нибудь новое, модное, оригинальное. Вас пригласили в Омск на постановку музыкального спектакля по пьесе А.Н. Островского. Как Вы к этому отнеслись? И, вообще, актуальна ли сегодня классика?
Спектакли, которые основаны на очень серьезных ценностях, они всегда актуальны. К этим ценностям я отношу способность бескорыстно любить, приобретать эту способность со временем. Как у Незнамова. В его очень-очень непростой, неустроенной, без любви жизни сохранилось стремление к постижению истины. Рядом с Кручининой Незнамов трансформируется, меняется, она расчищает его душу. Поэтому такие спектакли должны быть всегда, особенно в наше бездуховное, в какой-то мере, деформированное время.
- А в Вашем режиссерском багаже много постановок на основе классики?
Смотря что считать классикой… Например, американский мюзикл «Скрипач на крыше», а я считаю это уже классикой музыки 20 века… Недавно обратились к Шекспиру, не просто взяли готовое произведение, а создали свой собственный вариант, по Шекспиру в переводе Бориса Пастернака, со своим видением проблемы отцов и детей. Спектакль идет в театре «Рок-опера». Получился очень яркий, трогательный, щемящий спектакль. Так что к классике постоянно обращаемся. Недавно мы работали с Андреем Павловичем Петровым над «Капитанской дочкой» по Пушкинскому сюжету …. А в зарубежной классике – Метерлинк «Синяя птица». Без этого нельзя жить. Театр просто умрет, если он вечно будет ставить «Лэдис найт» и тому подобное.
- Будет ли отличаться вторая постановка спектакля от премьерной 1997 года?
Конечно. Над постановкой работает другая творческая группа, и будет другое художественное решение. Время нас изменило, прошло 15 лет, поэтому решение спектакля другое, смысловые точки опоры, пластические, сценические решения, т.е. – это будет, фактически, новый спектакль.
- Спектакль будет новый, а вот на исполнение некоторых ролей – назначены те же артисты, которые играли в прежнем спектакле – Валентина Шершнёва, Татьяна Боброва, Георгий Котов, Владимир Миллер, Константин Черных. Как Вы считаете, это хорошо или плохо?
Это не совсем правильная альтернатива. Просто на этом возврате, когда мы сыграли одну роль через 10-15-20 лет и берем одно и то же произведение, видно, как мы изменились, как мы выросли. Или наоборот. Для актера это чрезвычайно важно, потому что в любом случае войти в одну реку дважды просто невозможно: это было одно время, одна вода, а сейчас мы входим в совершенно другую воду. Чище она стала или наоборот… Желательно, чтобы это был конечно рост, шаг вперед. Постоянно ведь и в драматических театрах, и в театрах оперы и балета повторяют ту же самую «Богему», «Князя Игоря», «Хованщину», произведения, которые дороги, которые нужны. Поэтому это изначально правильно. Это произведение Островского и, конечно, замечательная музыка Кулыгина, достойны возвращения на сцену.
- Скажите, пожалуйста, а как уживутся в спектакле законы западного жанра мюзикла и русской реалистической драмы?
Да, возникает момент совместимости несовместимого, потому что все-таки между ними, я думаю, есть такая интересная связь и она, прежде всего, в пластическом языке и в той динамике, которая существует в нашем спектакле, ведь мюзикл – очень динамичное театральное действо. Динамика смены событий в самом сюжете, современный пластический язык , контрасты в соответствии с традициями современного театра, необычное решение кольца, движущегося навстречу кругу, яркое световое решение, современные средства музыкальной выразительности… В общем, хотелось, чтобы это был очень яркий динамичный спектакль.
- С большей частью труппы Омского музыкального театра Вы достаточно хорошо знакомы, так как «Без вины виноватые» - Ваша пятая постановка в Омске. Каким Вы увидели театр сегодня?
Омский театр – это, пожалуй, один из лучших музыкальных театров Сибири. Театр с огромным богатейшим репертуаром, интересными традициями, перспективной сильной творческой труппой. Сегодня я увидел в театре много молодежи, много новых ярких исполнителей, способных к осуществлению самых сложных постановок - Алексей Милосердов, Наталья Емельянова, Джени Окропиридзе, Александр Федотов… При постановке «Небесного тихохода» я работал с такими молодыми солистами, как Вадим Невзоров и Ольга Березовская. Сейчас знакомлюсь с Александром Серковым, еще одним исполнителем роли Незнамова. Он очень интересный, содержательный актер, ищущий, неуспокоенный. Алексей Григорьев мне кажется тоже очень ярким, способным человеком. Так что молодые артисты, как, впрочем, и основной состав, очень радуют. А если в театре много перспективной молодежи, значит у такого театра есть будущее.