"Омск Регион" от 4 октября 2023
Автор: Наталья Бельская
1 октября, в Международный день музыки, юбилей отметила народная артистка РФ, солистка Омского музыкального театра Валентина Шершнева.
В 1982 году в Омске оперной постановкой «В бурю» Тихона Хренникова открывали новое здание Музыкального театра, и Валентина Шершнева в этом спектакле сыграла одну из главных ролей – Натальи. С этого времени омская сцена стала для нее родной.
Накануне юбилея артистка поделилась с «ОП» воспоминаниями о детстве и дороге в музыку.
– Валентина Алексеевна, где вы родились?
– Я родилась в Калмыкии, в степи, сухой и жаркой. Там стоял совхоз, а вокруг на сто километров – никого и ничего. У нас была большая семья – пятеро детей. Выращивали и держали овец. Стригли шерсть. Мама у меня была одной из лучших стригалей. За работой часто пела. Голос у нее был полетный! У меня часто спрашивают: «Валентина, откуда у тебя такой чистый голос?» Я отвечаю: «Природа поспособствовала!» Хороший воздух, степной и без воды – так и жили.
– Когда стали делать первые шаги в музыке?
– В детстве профессионально я музыкой не занималась. В совхозе не было ни музыкальной школы, ни кружков дополнительного образования. Но в школе пела. Солировала. И мне все учителя советовали – поступать учиться петь!
Когда я выхожу после спектакля, меня у здания театра встречают зрители и говорят столько комплиментов! И это так приятно! Это самое главное – дарить людям музыку, эмоции, впечатления.
На районных смотрах меня отбирали на концерты в Элисте, столице Калмыкии. А еще я помню, как по радио с 22:30 до 23:00 звучала классика. Пели солисты Большого театра. Эти полчаса я слушала и думала, какие счастливые люди! Какую музыку они поют! И после школы поехала учиться в Элисту в музыкальное училище. А потом была Саратовская консерватория.
– А как вы попали в Омск?
– В Саратовской консерватории у меня был прекрасный педагог – профессор Ольга Николаевна Стрижова. Для выпускников консерваторий организовывали ярмарки, куда приезжали руководители театров из разных городов. Проходили прослушивания. И вот я там спела, и меня пригласили в Воронежский театр оперы и балета. Правда, предупредили – у нас шесть сопрано! Я засомневалась, а что я там буду делать? В очереди на роль стоять? И отказалась. Пригласил и директор Омской оперетты.
Тогда ведь в нашем городе еще не было Музыкального театра. Я документы по распределению подписала, но в Омск не поехала – смутило, что оперетта, легкий жанр. И тут Ольга Николаевна говорит: «Валентина, тебе пришло приглашение в музыкальный театр Республики Карелия». И я поехала в Петрозаводск, и осталась там на шесть лет. Но мне все время хотелось большего! И снова Ольга Николаевна помогла. Она подсказала, что на очередной ярмарке набирали солистов для Музыкального театра в Омске. Он тогда только открывался.
Я написала дирижеру Геннадию Проваторову, мы с ним были знакомы, и мне пришло приглашение на прослушивание. Я приехала, спела, и мне сказали: «Берем!». И я начала репетировать роль Натальи в опере Тихона Хренникова «В бурю».
– Это же был первый спектакль, который играли на сцене только что построенного Музыкального театра!
– Совершенно верно. Театр еще не открылся, но мы приходили репетировать, когда стройка еще велась.
Однажды к нам в репетиционный класс пришел поэт Илья Резник. А мы как раз репетировали сцену героев спектакля Натальи и Леньки. И когда мы ее спели, Резник встал – в удивлении: «Ребята, вы так работаете, а ведь это всего лишь репетиция!» Мы ответили: «Если сейчас не будем искать верные решения, то что на спектакле сделаем? Ничего!»
– Все ради зрителя…
– Конечно. Даже сейчас, когда я выхожу после спектакля, меня у здания театра встречают зрители и говорят столько комплиментов! И это так приятно! Это самое главное – дарить людям музыку, эмоции, впечатления. Мы ради этого и работаем, и выходим на сцену.