О мюзикле «Забывчивый жених»

11 ноября весь мир отмечает 200-летие Ф.М. Достоевского. На подмостках музыкальных театров его сюжеты не такие уж частые гости. В Омском музыкальном к Достоевскому обращались дважды. Накануне мы показали приуроченный к юбилею писателя балет «Идиот», поставленный Надеждой Калининой в 2015 году. А сегодня вспомним музыкальную трагикомедию В. Казенина «Забывчивый жених» по повести Достоевского «Дядюшкин сон».

Творчество Достоевского нашло отражение не только на сцене Драматических театров, но и во многих музыкальных жанрах  – операх, балетах, различных музыкально-драматических и даже мюзикле. В начале 1980-х гг. к образам писателя обратился известный российский композитор народный артист РФ Владислав Казенин. Он сочинил трагикомический мюзикл «Забывчивый жених» по сюжету повести «Дядюшкин сон». Литературные образы прекрасно вписались в канву музыкального спектакля. Драматург и режиссёр засл. деят. иск. РСФСР Кирилл Васильев стал автором либретто и постановщиком спектакля, выпустив его сначала на сцене Ростовского музыкального театра, а вскоре и Омского.

«Многозначен и психологически ёмок подтекст «Дядюшкина сна» и эту особенность либреттист и композитор уловили в самом тексте Достоевского, назвав свой мюзикл «трагикомическим»… Ясно ощутимая социально-критическая нота повествования, отсутствие буффонной легковестности приближают мюзикл к реалистическим традициям отечественного драматического театра, в особенности к его сатирической ветви. И в этом видится главное звено преемственности произведения, свидетельство чуткости музыкального прочтения повести Достоевского /Т. Диденко. Новая жизнь знакомых героев.//Советская музыка, 1983. № 7/

Премьера «Забывчивого жениха» на омской сцене состоялась 4 декабря 1985 года. Он сразу потряс зрителей необычным сочетанием и взаимопроникновением полярных образных сфер – трагической и комической. Спектакль полон остросатирическими, граничащими с гротеском красками, яркими комедийными ситуациями и щемящими лирическими нотами. Проникновенная музыка В.Казенина помогала актёрам глубже раскрыть авторский замысел произведения Достоевского, его глубокий психологический подтекст. Особенно ярким и многоплановым оказался образ Князя, созданный ведущими солистами театра – нар. арт. РСФСР Георгием Котовым и засл. арт. РСФСР Михаилом Багаевым. Их персонаж трогал зрителей своей искренностью, вызывая то смех, то неподдельное сочувствие и слёзы.

Яркие характерные зарисовки создаёт композитор и для характеристики других героев спектакля – обитателей этого провинциального захолустного городка, в котором нет других интересов, кроме сплетен, скандалов, интриг… Убедительными получились образы Москалёвых, которые создали в премьерных спектаклях Валентина Шершнёва и засл. арт. РСФСР Маргарита Лаврова (Мария Александровна), Георгий Салеидзе и Игорь Варнавин (Афанасий Матвеевич), Людмила Бродская и Марина Колударова (Зинаида). Блестяще и остро сатирически исполняли роли провинциальных помещиц засл. арт. РСФСР Надежда Блохина (Софья Петровна) и Ольга Бржезинская (Наталья Дмитриевна), очень трогательно и лирично представляли своего героя, являвшегося «лучиком света», – Владимир Никеев и Анатолий Мотовилов (учитель Вася).

Спектакль, разносторонне раскрывающий быт, нравы старинного города и насыщенный яркими массовыми сценами, стал сразу, со дня премьеры, одним из любимых у зрителей. Не случайно, «Забывчивый жених» вошёл в историю как настоящий долгожитель – входил в репертуар театра вплоть до 2015 года, т.е. почти 30 лет!

«Спектакль «Забывчивый жених», созданный по мотивам повести Ф. Достоевского «Дядюшкин сон», - типичный образец оперетты драматического склада и, без сомнения, незаурядное явление не только в Омском, но и во всем советском музыкальном театре…». В. Савранский. Новые грани оперетты.// Правда Востока, 18.07.1987

 

Материал подготовлен Ириной Никеевой –

ведущим специалистом по истории театра и музейной деятельности