Борис РОТБЕРГ: «Надеюсь – театр спасёт мир»

Ирина ВЛАДИНА
«Омск театральный», Апрель 2009

В Омском государственном музыкальном театре – двойной юбилей. 27 апреля – 70 лет со дня рождения и 50 лет творческой деятельности человека, на плечах которого лежит самая большая ответственность за судьбу всего театрального коллектива, директора, заслуженного работника культуры России Бориса Львовича Ротберга. Бесспорно, такое необычное сочетание солидных дат и важных вех может произойти в жизни очень незаурядного и талантливого человека. 37 лет из них он работает в должности высшего руководителя театрального коллектива. Цифры, за которыми целая жизнь и напряженная ежедневная работа, посвященные любимому делу – театру.
Любовь к театру проявилась у него очень рано. Уже в 5 лет он сыграл роль маленького Володи Ульянова (Ленина) в пьесе «Семья» на сцене родного Харьковского русского драматического театра имени А.С. Пушкина. После окончания Харьковского театрального института работал артистом музыкально-драматических жанров, снимался в кино. Ролей было много и очень непохожих, были встречи с разными режиссёрами, разными театрами... Но постепенно в творческую жизнь вошла и другая профессия, обучаться которой можно было только у самой жизни. И вот с 1973 года Борис Львович Ротберг занимает должность директора сначала в Алтайском краевом театре оперетты, а в 1990 году приезжает в Омск, чтобы возглавить Музыкальный театр.

Накопленный богатый опыт и обширные знания театрального дела ярко проявили себя уже с первого года работы. Он как руководитель открыл для Омского музыкального театра «окно в Европу» и не только. В самом начале 1990-х годов последовали первые зарубежные поездки сначала ведущих солистов театра – в Китай, Швейцарию, США, Германию, а затем и всего коллектива – в Китай и Израиль. Этот же период отмечен первыми совместными постановками с известными театральными деятелями Запада. Организаторский талант Бориса Львовича Ротберга способствовал тому, что ещё в 1990 году в закрытом для иностранцев городе Омске при поддержке Губернатора Омской области Леонида Константиновича Полежаева были осуществлены две совместные российско-американские постановки. Омским музыкальным театром и группой чикагского театра «Нью Тьюнерс» были поставлены мюзиклы американского композитора Г. Опелки – «Чарли-бар» (1990) и «Три мушкетера» (1992). А далее последовали постановки классических опер – «Богема» Дж. Пуччини (1992) и «Риголетто» Дж. Верди (1993) – под руководством всемирно известного австрийского певца и режиссёра русского происхождения Бориса Рубашкина. В те же годы Омский музыкальный стал центром организации и проведения двух вокальных конкурсов – Первого Всероссийского конкурса артистов оперетты и мюзикла (1991) и Первого Международного конкурса оперных певцов имени Бориса Рубашкина (1993), на который были приглашены сам маэстро, ведущие дирижёры, профессора Венской и Зальцбургской консерваторий М. Дамев и И. Вальнинг, известные российские певцы и музыканты. Всего, что сделано за эти годы, не перечислить, но главное – начиная с 1990-х годов для Омского музыкального театра выход на широкие общественные и культурные просторы России стал нормой его творческой жизни.

И сегодня театр прочно занимает ведущие позиции в рейтинге провинциальных российских театральных коллективов. Премьеры первых постановок новых музыкальных спектаклей в разных жанрах, создающихся по заказу театра, поездки на гастроли – будь то в сёла Омской области или на престижные московские фестивали, поездки с шефскими концертами в воинские части Омского гарнизона или опасные районы Чечни – всё это немыслимо без личного участия Бориса Львовича. Не случайно, только за поездки в горячие точки, среди которых до Чечни были и Афганистан, и Йемен, и Эфиопия, Б. Ротберг имеет шесть различных военных медалей. Не случаен и нескончаемый поток благодарственных писем, поступающих в Музыкальный театр на имя директора от различных общественных организаций – «за активную благотворительную деятельность», «за яркие творческие выступления», «за добро и милосердие» – за всё то, что щедро дарит он вместе с коллективом театра омским зрителям, ветеранам войны, инвалидам, сиротам и всем нуждающимся. Не удивительно и то, что за свои большие творческие идеи, которые всё чаще в последнее время выливаются в новые проекты Музыкального театра, на прошедшем в Москве в 2008 году Международном театральном фестивале «Золотой витязь» Борис Ротберг был удостоен специального диплома жюри – «Лучшему продюсеру за подвижническое служение русскому театру».

Действительно, неиссякаемая творческая фантазия, энергия и целеустремленность, многократно умноженные на опыт, знания и неравнодушие к проблемам российской культуры, способствуют огромному авторитету Бориса Львовича в широком культурном пространстве. Как человек больших организаторских способностей и как вице-президент Ассоциации музыкальных театров России Б. Ротберг сумел реализовать идею губернатора Омской области Л.К. Полежаева и впервые в Омске провести в 2006 году масштабный Всероссийский фестиваль «Панорама музыкальных театров», собрав под крышей своего театрального дома крупнейших музыкантов и творческие коллективы не только нашей страны, но также Европы и Америки. Бесспорно, что высокая оценка труда организаторов и огромный общественный резонанс прошедшего фестиваля во многом способствовали принятию губернатором решения о продолжении этого общенационального культурного проекта, второй фестиваль, кстати, стартует уже в мае этого года.

Чтобы лучше понять творческие устремления Бориса Львовича Ротберга, приведём несколько его высказываний из интервью, опубликованных в омских газетах и журналах в разные годы:

«Театр был и должен оставаться храмом, бережно хранящим огонь всего человеческого в человеке – чувства добра, красоты, любви……Театр – это, прежде всего, творчество. А значит – поиск и неизменно сопряжённый с ним риск. Театр должен иметь право на это. В этом его назначение». (Вечерний Омск, 25 октября 1990).

«Директор театра – это человек, обслуживающий творчество. И слово «обслуживать» в этой формуле меня нисколько не смущает. Ведь для того, чтобы обслуживать хорошо, нужны и предприимчивость, и фантазия, и дипломатические качества». (Омская правда, 10 марта 1998).

«Искусство на фронте необходимо – это вам скажет любой ветеран Великой Отечественной войны. И на чеченской войне нам хотелось поддержать наших ребят. Они выполняли свой долг, мы – свой. Было страшно, но это – ничто, по сравнению с радостью, с которой встречали нас солдаты». (Омская правда, 10 марта 1998).

«Над музыкой не властны ни время, ни системы. В нашем театре до сих пор с успехом идут такие спектакли, как «Белая акация», «Свадьба в Малиновке», «Гусарская баллада». И мы думаем о том, чтобы вернуть омским зрителям «Вольный ветер», ведь темы мира, здоровья, любви никуда не ушли». («Комсомольская правда» в Омске», 30 ноября 2002).

«Мы едем со спектаклями в село, это потому, что мы едим хлеб, выращенный селянами. Мы бываем в армии, потому что живём в стране, которую защищают наши воины. По этой же причине мы не забываем войну. И я считаю, что у каждого театра должен быть спектакль о войне. Это наша боль. И мы должны говорить людям о том, кто сделал Победу». (Омская правда, 9 февраля 2005).

«Мы нацелены на Россию и больше любим ездить в село, а не за границу. В этом подлинный престиж нашего театра!». («Аргументы и факты» в Омске», октябрь 2006).

«Безопасное решение классического треугольника «спектакль-деньги-зритель» есть, если на первом месте стоит зритель, а на последнем – деньги». («Театральное дело», сентябрь, 2006).

«Без театра нет жизни, нет воспитания, нет идеологии, нет культуры. Театр – это проводник культуры, это живое общение и обращение к различным эпохам, историческим фактам, выдающимся личностям, и сегодня театр является носителем высокой культуры человека». («Омск театральный», декабрь 2006).

Действительно, нельзя не согласиться с Борисом Львовичем Ротбергом, сказавшим однажды в интервью, что его девизом в жизни могли бы стать слова Фёдора Михайловича Достоевского: «Красота спасёт мир». Думается, что в данном контексте их можно было бы переакцентировать так: «Театр спасёт мир».