Страницы истории: омский «Левша»

В день 190-летия со дня рождения русского писателя Николая Лескова вспоминаем постановку нашего театра – оперетту «Левша» с музыкой композитора Владимира Дмитриева. 

16 февраля – 190-летие со дня рождения русского писателя, публициста, литературного критика и драматурга Николая Семёновича Лескова /16.02.1831 – 05.03.1895/. Писателя заслуженно ставят в один ряд с классиками отечественной литературы. «Самым русским из русских писателей» называл его Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, которому также нравилось творчество Лескова, некоторое время сотрудничал с ним в журнале братьев Достоевских «Время», а А.П. Чехов и вовсе дружил с Лесковым и называл его одним из первых своих учителей. Наибольшую известность писателю принесли такие произведения, как «Леди Макбет Мценского уезда», «На ножах», «Соборяне», театральная пьеса «Расточитель» и, конечно, его повесть «Левша».

«Левша» (полное название: «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе») впервые была опубликована 140 лет назад в 1881 году. Со временем её главный герой стал нарицательным именем, обозначающим талантливого выходца из народа, a выражение «подковать блоху» – фразеологизмом. В 20 веке обращение к сюжету «Левши» – это не только многочисленные постановки на сценах драматических театров, не только различные варианты экранизации повести, но также создание музыкальных произведений – оперетты советских композиторов Анатолия Новикова и Владимира Дмитриева, а также опера Родиона Щедрина. 

В Омском театре, тогда именовавшемся Театром музыкальной комедии, оперетта «Левша» с музыкой Дмитриева, выпущенная в марте 1974 года, заняла особое место в репертуаре. Спектакль получил блестящие оценки критиков, был восторженно принят зрителями Омска и всех городов страны, куда театр выезжал на гастроли. Запомнились ветеранам и горячие аплодисменты сельчан, когда творческий коллектив в составе более 100 человек в течение двух недель июня 1977 года совершал турне на теплоходе «Римский-Корсаков», показывая оперетту на открытых площадках Одесского, Таврического, Ново-Варшавского, Омского и Саргатского районов. 

Действительно, премьера «Левши» стала самым большим событием в жизни театра в сезон 1973/74 годов. О некоторых особенностях её создания и чем так значима была эта постановка – в материале книги И. Никеевой «Омский музыкальный: рождение традиций» (гл. IV с. 241-242):  

«Этот спектакль появился в Омске в результате творческого содружества коллектива театра и ленинградских авторов – композитора Владимира Дмитриева и драматургов Владимира Константинова, Бориса Рацера <…> По словам постановщика – главного режиссёра театра Арнольда Павермана, сказанным в период подготовки спектакля, «сам материал оперетты даёт большие возможности для творческой фантазии. С одной стороны – народный дух самой легенды: шутки, прибаутки, песни, пляски. С другой – эпический характер её главного героя, Левши. Всё это делает оперетту яркой, колоритной, очень музыкальной и в то же время значительной» /Н. Канделаки «С «человечкиной душою»//«Омская правда», 19 марта 1974/.

Работу над спектаклем очень вдохновляло желание выпустить это новое сценическое произведение первыми, т.к. было известно, что над постановкой параллельно с Омском трудился и коллектив Одесского театра. Что интересно, премьеры спектакля состоялись в один день, 22 марта. Однако если учесть разницу во времени, то, бесспорно, омская постановка «Левши» может считаться первой в стране или уж абсолютно точно – в Российской Федерации, что, кстати, соответствует термину «страна» в современном понимании. 

Спектакль был решён необычно, как того требовало его жанровое определение – оперетта-потеха. А. Паверман поставил «Левшу» в традициях «потешного» представления, где бродячие актёры-скоморохи были главными «заводилами» действия. Но, несмотря на обилие шуток, оперетта заключала в себе глубокий патриотический смысл – гордость за свою Родину и народ. Эпиграфом к спектаклю стали слова, обращённые к современным потомкам Левши: «Делай всё с душой да по совести; от иголочки до хомутика, от двустволочки и до спутника!» (из программки спектакля). Яркими были в постановке, по мнению многих критиков, и хореографические сцены (балетмейстер Валентина Тулупова), и оформление, выполненное московским художником Андреем Шелковниковым, и музыкальные характеристики героев, которые блестяще воплотили актёры: Георгий Котов и Борис Шевченко (Левша), Нэлли Бембель (Машка), Георгий Салеидзе и Геннадий Цинне (Атаман Платов), Надежда Блохина и Елена Ленинг (Мурышкина), Маргарита Лаврова и Наталья Юрченко (королева Англии) … Роль Блохи исполнила солистка балета Валентина Загумённая. Интересно, что ей пришлось в спектакле не только танцевать, но и петь...».

 

На фото: артисты театра – Борис Шевченко (Левша), Нэлли Бембель (Машка)

Больше архивных снимков в нашей фотогалерее – Страницы истории: омский «Левша»